В этом году в Германии отмечается 150 лет со дня рождения художника Ганса Балушека, Hans Baluschek. Он создавал работы в стиле импрессионизма, хотя в Берлине, где он учился на художника, не признавали этот стиль и учили только классицизму. Ганс рисовал пролетариев, повседневные занятия людей, обычные улицы, часто подчеркивая на картинах социальные различия людей. Кайзер Вильгельм II называл его "Художником сточных канав".
Своими работами он показывал пессимистичную жизнь простых жителей больших городов, уставших рабочих со склоненными головами, женщин, несущих еду мужьям на завод. Чтобы запечатлеть такие сцены, Балушек изучал среду жизни рабочих, мелкой буржуазии, приезжих. На его картинах нет героев, люди смирились со своим существованием.
"Эмигранты", 1914.
Ганс родился 9 мая 1870 г. в семье инспектора железных дорог. Они жили в Ханау, маленьком городке, который сейчас находится на территории Польши, поэтому всё, что связано с железной дорогой, крепко впечаталось в память ребенка. Через несколько лет, в 1876 г., отец получил повышение и они переехали в Берлин. За 10 лет они сменили по меньшей мере 5 квартир и всегда жили в домах для рабочих. Берлин тогда находился в самом разгаре экономического кризиса, последовавшего за развитием индустриализации. Отец семейства делал всё возможное, чтобы семья жила хотя и в квартале рабочих, но по социальному уровню немного выше, как горожане.среднего класса. Ганса смогли отправить учиться не просто в школу, а в гимназию, где можно было получить полное среднее образование и поступить в Университет. В это время Ганс познакомился с картинами Верещагина, где тот в стиле реализма изобразил последствия войны. Со временем Ганс начал повторять его манеру работ.
Когда осталось учиться два последних класса школы, отца перевели на север, на остров Рюген, где Ганс познакомился с учителем, который объяснил подросткам левые идеи и суть социализма. Учителя из школы вскоре за это уволили, а подросток с тех пор начал самостоятельно знакомиться с литературными работами социально-демократического движения.
Автопортрет, 1918.
После окончания школы Ганс переехал в Берлин, где поступил в Университет искусств. Но там преподавали традиционные техники рисования, игнорируя, например, импрессионизм. А молодому художнику хотелось запечатлевать окружающую правду, пролетариев, рабочих, дикое социальное расслоение общества, обреченность людей пребывать в своей социально-экономической нише, без шансов что-то изменить. Балушек бросил университет, за что остался непризнанным в консервативном мире немецкого художественного искусства. Он сосредоточился на чтении работ левой направленности и на изображении жизни пролетариата в своих работах.
"Полдень", 1894.
Процессия из жен и детей несет еду своим мужьям и отцам на фабрику. Мужчины должны бесконечно работать, а женщины и дети - так же бесконечно в этом механизме индустриализации вовремя подносить им еду. Люди лишились индивидуальности, выполняя одну и ту же задачу и сливаясь в одинаковый серо-синий поток. Поэтому нет изображения лиц.
"Семейство пьющее кофе", 1895.
Контраст - между желанием социального общения и недовольством на лицах. Столько людей собрались вместе, но никто ни на кого не смотрит, каждый занят своими мыслями.
"Утро понедельника", 1898.
Голубая дымка берлинского распутства, когда независимые современные девушки, раздевающиеся до чулок и нижнего белья, томно приветствуют рассвет своими пивными бутылками и сигаретами.
С 1894 г. и до начала Первой мировой он любил изображать пригороды Берлина, где кипела индустриальная жизнь - прокладывали новые железнодорожные пути, строили корпуса фабрик, жилье для рабочих. Картины он рисовал акварелью или гуашью, часто использовал пастель, считая, что она хорошо передает мрачноватые тона жизни городского рабочего класса. Он очень редко использовал в работах масляные краски.
"Вокзал большого города", 1904.
"Город рабочих", 1920.
Художник делал основу с помощью мелков, которые создавали одновременно яркую и тусклую картину. Именно так он хотел изобразить тусклую атмосферу Берлина.
"После работы", 1910.
С 1898 г. он стал выставлять свои работы в числе участников Берлинского сецессиона, регулярно получая критику. Например, депутат Рейхстаха Вольдемар Конт фон Ориола назвал одну из его работ «необузданной пародией на эстетические нормы».
"Кабаре", 1900.
На фоне патриотически украшенного интерьера показано выступление проститутки на сцене.
Балушек часто использовал в своих картинах этот прием - огромную разницу между фоном и героями на переднем крае.
Во время Первой мировой он пожертвовал свои сбережения для издания патриотического журнала и два десятка картин - для публикации карт. В 1916 г. ушел добровольцем на фронт. Очень тяжело переживал проигрыш страны.
"Зимняя война", 1917.
На первом плане - вдова, потерявшая кого-то на фронте, мальчик, слишком юный для фронта, и хорошо одетый господин, у которого на щеке остались шрамы войны.
"Холод", 1917.
Промышленные окраины Берлина - главные сцены действия его работ. А главные герои - люди, работающие на этих фабриках и заводах. Заводы всё время работают, без остановки, и очередные люди спешат на смену. Время - главная ценность.
"Дождь", 1917.
Серые обезличенные люди-тени на фоне индустриального пейзажа. Художник специально показывал унылые условия жизни в сочетании с невыносимыми условиями труда.
"Глубокий снег", 1918.
Одно из самых красивых изображений Берлина начала 20 века. Эта картина была написана в цикле других работ в районе Берлин-Шёнеберг, со всех сторон окруженным железнодорожными ветками и узлами. Жители этого района называли его Красный остров, Rote Insel, в знак принадлежности к левым партиям.
Сцена, столь ярко запечатленная художником, представляет юго-западный конец Красного острова, где железнодорожная линия Ваннзеебан пересекает Берлинское кольцо. Массивный корпус газометра, одна из главных черт городского пейзажа в 1918 году, до сих пор возвышается над окрестностями.
"После работы", 1925.
"Железнодорожный вокзал", 1929.
В мирное время Балушек переключился с изображения жизни рабочих на иллюстрации к немецким сказкам, в том числе к сказкам Братьев Гримм. Иллюстрировал календари, рисовал плакаты и афиши. Таким образом он хотел сделать свой вклад в культурное образование окружающих. В 1920 г. вступил в Социал-демократическую партию, вошел в состав литературного совета при партии. Иллюстрировал периодические издания социалистов, охотно сотрудничал с коммунистами.
"Прием на работу муниципальных служащих", 1931.
Ганс Балушек, 1930 г.
"Пара в ресторане".
Кругом дым, на полу валяются фруктовые шкурки, тлеющая сигарета. На столе из заказанного - только бутылка вина.
"Рассвет", 1930.
"Золотые двадцатые" в Берлине обычно понимаются как времена безудержного веселья, эпатажа и поведения на грани возможного. На самом деле это одна из мрачных глав в истории города. 1920-е стали периодом самого глубокого финансового кризиса в истории страны: цена Первой мировой войны и военные репарации, которые Германии пришлось заплатить, дестабилизировали ее экономику.
Тяжелая промышленность, как и все другие отрасли, питавшие немецкую военную машину, исчезли, как и миллионы мужчин, которые были единственными кормильцами. Внезапно лишившись мужей, отцов и сыновей, женщины были вынуждены искать другие способы прокормить себя и детей. Эта неквалифицированная армия брошенных матерей-одиночек или обедневших жен и дочерей, рожденная и выросшая в качестве домохозяек или вносящая свой вклад в семейный бюджет, в основном, выполняя черную работу, выбирала между "утонуть" или "плавать".
Из-за ужасающе большого количества самоубийств и сети самоубийств (когда матери убивали своих детей, а затем совершали самоубийство), о которых ежедневно сообщалось в газетах, и практически без шансов найти «приличную» работу для женщин старшего возраста, многие женщины, бездетные и незамужние, прибегали к проституции чтобы выжить.
В «Золотых двадцатых» нет ничего золотого: они были безрассудными и веселыми для немногих. И вот что так прекрасно передал Ганс Балушек на этой картине: толстая сигара в руке человека, его элегантное пальто и шляпа говорят о деньгах и комфорте в жизни. Хотя молодая женщина тоже может быть элегантно одета, но ее лицо говорит совсем о другом: ни безрассудства, ни веселья ...
После прихода к власти нацистов в 1933 г. Балушек был определен ими как "марксистский художник", его творчество назвали "дегенеративным искусством". Художник лишился всех должностей, любой возможности работать, его выставки были запрещены.
Ганс Балушек умер 28 сентября 1935 года в Берлине, в возрасте 65 лет.
В Берлине в районе Шёнеберг на доме, где он жил, Ceciliengärten 27, Berlin-Schöneberg, была установлена мемориальная табличка:
Его именем в Берлине назван маленький парк, расположенный между станциями железной дороги Priesterweg и Südkreuz, протяженностью 1,5 км и размером семь гектаров.
До 27 сентября 2020 г. в Берлине проходит выставка, посвященная творчеству художника, "Слишком мало парфюма, слишком много луж" -
https://www.broehan-museum.de/en/exhibition/not-enough-perfume-too-many-puddles-marking-the-150th-anniversary-of-hans-baluscheks-birth/. На этом сайте кураторы выставки сделали несколько маленьких роликов, чтобы показать разные картины и рассказать о них.
Здесь можно увидеть много работ Ганса Балушека в хорошем разрешении -
https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2014/11/Hans-Baluschek.html.
Также по теме индустриализации и пролетариата можно посмотреть французский сериал
"Никогда больше". По теме борьбы между социалистами и нацистами в Германии -
сериал "Война мечты", показывающий Европу между Первой и Второй мировыми войнами.
Использовались материалы:
-
https://kreuzberged.com/tag/baluschek/.
-
https://kunstundfilm.de/2011/12/hans-baluschek-bilderbuch-des-berliner-lebens/.
-
https://duchessyork.wordpress.com/tag/hans-baluschek/.
-
https://de.wikipedia.org/wiki/Hans_Baluschek.