В воскресенье, после продолжительной снежной бури предыдущего дня, мы отправились на разведку по другую сторону Альп, в Италию. Снежная буря обрушилась на Оберстдорф и соседний Ифен на 3 дня, а сидеть в номере не хотелось. Погода в Альпах всегда разная - если в одной долине идет снег, то в другой светит солнце. Каждая долина уникальна своим ветром и осадками. Выбор пал на итальянские Доломиты, а именно на старый горно-лыжный курорт Альта Бадя, Alta Badia.
Рассвет в Оберстдорфе в 9 утра довольно сумрачный, поскольку из-за плотных облаков не видно солнца.
Это длинная долина, связывающая Оберстдорф с магистралью, которая выводит в сторону Фюссена и далее - в сторону Австрии. В Альгое в долинах часто встречаются хозяйственные сарайчики. Обычно они с широкими щелями между досками, для проветривания.
Выехали на магистраль в сторону Фюссена (рядом с ним находится замок Нойшванштайн). Утром в воскресенье на дороге никого. Очень здорово, что в Германии построили такие удобные подъезды к Альпам, потому что в Италии такого нет, до склонов нужно ехать по долгим, старым, узким серпантинам.
При въезде в Австрию на первой же заправке купили виньетку. Совсем скоро, минут через 10, показался восстановленный замок
Burg Ehrenberg. Он стоит на высоте 1100 м. В конце 13 в. замок принадлежал Баварии. Это был очень выгодный наблюдательный военный пост, поэтому вскоре здесь стали собирать плату за провоз товаров. С середины 14 в. замок стал принадлежать Австрии и Габсбургам. Здесь находился огромный военный гарнизон численностью около 1000 человек. В Тридцатилетнюю войну здесь были шведы, а позднее, в начале 18 в., здесь скрывался царевич Алексей от своего отца Петра I. В начале 19 в. замок был разрушен войсками Наполеона.
При замке есть отель Hotel-Gasthof Klause, на страничке которого можно посмотреть комнаты, цены, расположение подвесной дороги и как добраться на автомобиле до замка -
http://www.ehrenberg.at/uploads/downloads/Hotel-Gasthof_Klause_Prospekt_web.pdf.
Конечно, самое примечательное рядом с руинами замка - это огромный пешеходный подвесной мост. Его высота 179 м., длинна 406 г. Билеты для прогулок по нему можно приобрести в автоматах возле моста. В хорошую погоду отсюда открывается отличный вид на долину.
На стороне австрийских Альп тоже разразилась снежная буря. Сильный ветер и плотный снег не позволяли быстро ехать. Местная техника довольно оперативно расчищала дороги.
Машины по заснеженной дороге едут довольно плотно друг к другу. С одной стороны, Австрия занимает первое место в Европе по количеству автомобильных аварий (согласно
Отчету Европейской комиссии за 2018 г.), с другой стороны, неизвестно водители из каких стран чаще попадают в аварии на территории Австрии. Потому что через эту страну часто проезжают немцы, а в Германии нет обязательства менять летние шины на зимние (в правилах написано - по погоде). Экономные немцы часто и не меняют. При этом в снегопад они едут со скоростью 40 и 30 км/ч, мешая на дороге всем и создавая аварийную ситуацию летней резиной. В Австрии использование зимних шин является обязательным с 1 ноября по 15 апреля.
Причина половины аварий на территории Австрии - превышение скорости и невнимательность на дороге. Поэтому - "Взгляд вперед, руки на руле". Более 1/3 участников аварий старше 60 лет, 11% - старше 80 лет. Источник -
https://www.bmi.gv.at/202/Verkehrsangelegenheiten/unfallstatistik_vorjahr.aspx.
Чуть дальше по дороге справа из-за скалы показался другой замок - Fernstein Castle. Его начали строить еще в конце 13 в., он неоднократно достраивался и расширялся. Замок расположен на высоте 948 м. Он использовался как военный и таможенный пост. Сейчас внутри замка работает отель
Hotel Schloss Fernsteinsee 4*. Стоимость номера 120-220 евро. Расписные потолки, красные бархатные кресла, тяжелые занавески с кисточками...
Мимо замка проходит дорога, где можно остановиться на парковке и выйти полюбоваться видами.
Сквозь снежную бурю стало пробиваться солнце и позолотило елки.
Мы постепенно набирали высоту, чтобы переехать в другую долину. С одной стороны, серпантины довольно трудны для прохождения неопытными водителями легковых авто и фур, которых может занести, с другой - именно здесь открываются красивые виды, с каждым поворотом всё более захватывающие.
Австрийская дорога в относительно ровной сельской местности. Это курортное место, куда приезжают заниматься беговыми лыжами и просто гулять. Отели в Тироле очень уютные и симпатичные. Сюда приезжают те, кто особенно ценит тишину.
Церквушка стоит на возвышенном месте посреди полей, а наша дорога ее огибает.
На магистрали, ведущей к Инсбруку, увидела машину с открытым багажником. Кто знает, что там не закреплено и может вылететь...
Один из любимых поворотов на магистрали, где на высоте склона проходит дорога. Она спрятана в полуоткрытом туннеле. С наступлением ночи внутри нее красиво светятся огни.
Проскочили Инсбрук, оплатили проезд через тоннель Бреннер, посмотрели на огромный аутлет
Outlet Center Brennero, а вскоре въехали в совершенно бесснежные итальянские Альпы. И тут в воздухе повис мой немой вопрос:"Где же тут кататься?"
Погода была чудесная, солнечная, +12. У местных тракторов были в разгаре зимне-весенние работы.
Наконец вдалеке лучиком надежды засиял снег на далеких вершинах.
По долине то и дело встречались развалины бывших дозорных и таможенных крепостей.
Тут вдоль трассы поставили не просто шумозащитную стену. Она покрыта солнечными панелями и вырабатывает электричество.
Очень красивая дорога. К тому же по ней проходит веломаршрут.
По этой живописной дороге встретили замок
Sonnenburg Castelbadia. Сейчас он на длительном ремонте. В 2016 г. он выиграл титул Лучшего исторического отеля Европы, а в 2017 - титул Лучшего отеля года в Южном Тироле. Когда-то он был основан как крепость, а с 1039 г. стал действовать как бенедиктинский монастырь. Здесь жили женщины из очень богатых семей.
Около 50 лет назад родители современного владельца замка начали проводить раскопки, исследования, реставрационные и реконструкторские работы. Во время раскопок на территории бывшего монастыря были обнаружены доисторические постройки, остатки древнеримского лагеря, монастырь периода раннего средневековья, последующие постройки женского монастыря, который существовал 750 лет. Сейчас любой может приехать отдохнуть в отель Зонненбург, чтобы провести выходные дни в непринужденной обстановке. Это не просто отель, а место, где можно изучать культуру разных эпох - готические фрески, резные каменные потолки, наконечники каменного века, мощи Св. Клемента в склепе... Каждую неделю для всех любопытных по замку-отелю проводятся исторические экскурсии под руководством специалиста.
Все 38 номеров и апартаментов очень разные - от комнат с антикварной мебелью, фресками и старым деревянным полом до скромных монашеских келий. Но отовсюду открывается вид на прекрасные сельские пейзажи.
Ура, наконец-то снег! Дорога довольно долго петляла вдоль каньона, она была старая и довольно узкая. Солнце назойливо било прямо в лицо. Виды здесь, конечно, красивые, но очень не хватает вместо старых местечковых серпантинов новых тоннелей. Видно, что их строят, но очень медленно и мало.
Въехали в горно-лыжный курорт Альта Бадя. Удивились бурно процветающему строительству маленьких отелей и апартаментов под аренду. Домики между собой очень похожие - белый каменный первый этаж и деревянные верхние этажи. Красиво, добротно. Видно, что в ближайшее время ожидают увеличение потока туристов.
Долго выбирали возле какого подъемника лучше остановиться. Здесь, в природном парке ЮНЕСКО, вокруг вершин проходит многокилометровый кольцевой маршрут для горных лыж. Т.е. можно целый день кататься на разных трассах, ни разу не повторившись, а потом к своей парковке или отелю вернуться на автобусе-шаттле.
Свежепостроенные отели и апартаменты.
У подножия горы расположены старые отели.
Народу на склонах оказалась тьма, непривычно много. Снега тоже было много, но оказалось, что на вершинах активно использовали искусственный снег. Ехать по нему было очень некомфортно, он жесткий, скользкий. Я не столько ехала, сколько его рассматривала.
Подъемники старого итальянского курорта тоже были старыми. Я недоуменно смотрела на бюгельные подъемники, где вместо палки-крепежа для ног был пластиковый кружок. Второй бюгельный подъемник прямо перед нами сломался и его, улыбаясь, с большим ключом, полез чинить смотритель-сотрудник. Кресельные подъемники были настолько старыми, что у них не было даже подставки для лыж. Это очень некомфортно для ног. Я с интересом рассматривала чью-то упавшую лыжную палку. Она зацепилась в сетке над автодорогой. Тут я задумалась над тем, что до этого не встречала пересечения открытых кресельных подъемников с автомобильными и лыжными трассами. Это небезопасно, поскольку люди постоянно что-то роняют.
Нам встретились и старые закрывающиеся кабинки. Они были маленькие, на 4 человек, и у них не было внешнего кармана для лыж, т.е. внутрь кабинки нужно было заходить с оборудованием. Конечно, никому не выдавали чехлы для сноубордов и стекла были поцарапаны.
На австрийских и немецких курортах повсюду устроены туалеты, на любом уровне катания. Теплые, просторные, с полками для шлема и перчаток. Здесь же они были расположены редко, неудобно, нужно было спускаться-подниматься по лестнице и к тому же они были закрыты. Пришлось пойти в туалет в местное кафе, несмотря на грозную надпись на двери, что туалеты - только для тех, кто здесь отобедает. Сервис ну просто удивительный.
А виды вокруг потрясающе красивые. Не зря ведь это чудо - объект ЮНЕСКО. С точки зрения разнообразия трасс очень постарались, есть и парки для подростков-сноубордистов, с препятствиями, громкой хорошей музыкой, есть узкие спиральные спуски для тех лыжников, кому скучно, есть широкие склоны, есть плоские трассы с палочками-препятствиями для тренировки поворотов. Каждый для себя может найти хорошие трассы. Правда, они всё равно все разбиваются после 14 ч. Сказываются солнце и насыпанный искусственный снег.
"У леса на опушке,
Жила Зима в избушке..."
Покатались мы совсем немного, т.к. путь в одну сторону у нас занял почти 4 часа. Спускаться вниз к машине было не совсем комфортно из-за узких разбитых участков, где новички в ужасе останавливались, а самые нетерпеливые со свистом проносились мимо, устраивая сумасшедшие сцены смеси людей и снега. Приехала бы я сюда еще раз? Вряд ли. Людей много, катаются плотно, качество снега не устраивает, подъемники старые и небезопасные, проживание дорогое, ехать от дома почти 8 часов.
Понятно, что всё познается в сравнении и в жизни важно разнообразие. Поэтому мне больше нравится австрийский Ифен с его естественным снегом и множеством трасс, на которых незаметно растворяются люди. И от дома ехать недалеко, можно махнуть на 3-4 дня.
Мы покатались, осмотрелись, сделали свои поверхностные выводы и решили пообедать. А всё закрыто. Кормят ужином только с 18-19 часов. Это был провал. Мы попробовали зайти в три разных кафе, нам с сожалением отказали. Первый раз с таким столкнулись. Делать нечего, допили остатки чая в машине, доели мандаринки и поехали в сторону Австрии в надежде, что там, в ночи, ближе к 18 часам нас всё же кто-то накормит.
Так и случилось, если мы в итальянской пиццерии почти на выезде из страны. Было вкусно. Хотя для голодного человека всё вкусно. Это было кафе, где в соседнем зале в печи делали пиццу на доставку. Вечером работы у них было очень много. Мы съели пиццу, суп, выпили по чашечке кофе и вечер стал более приятным. Еще через 2,5 часа мы были в номере своего отеля.
Следующий пост будет посвящен статистике травм и смертности в австрийских Альпах...