Эти игрушки появляются в домах только перед Рождеством. Иногда их созданием занимаются целые немецкие деревни, но чаще всего их привозят из Китая. Что поделать, покупателям важнее цена, чем история создания. Хотя... о чем я говорю, в 21 веке на рождественские рынки приходят не столько за подарками и сувенирами, сколько поесть или выпить (поэтому цены на глинтвейн каждый год растут).
Schwibbogen, Швиббоген - деревянная арка со свечами. Изображает арку неба. Внутри арки первоначально вырезали фигурки солнца, луны, звезд, потом их заменили библейские сюжеты. Арку устанавливают на подоконниках. Возможно, освещенные зимой окна помогали путникам и горнякам скорее найти путь домой.
До конца 20-го века Schwibbögen обычно делали из металла, после Второй мировой - из дерева. Сейчас внутри арки встречаются изображения любых сюжетов, мало относящихся к религии. Свечей на арке может быть разное количество, это зависит от размеров самой арки. В оригинале их 11.
Светящаяся арка была придумана шахтерами Рудных гор. В зимнее время они совсем не видели солнца, уходили на работу затемно и возвращались так же в темноте. Поэтому часто встречаются арки с темой шахтерской жизни. Возможно, изначально это был рождественский подсвечник, который освещал всем шахтерам общий рождественский обед. Либо это были сигнальные огни для рабочих одной смены, когда они завершали очередной год на шахте.
Рудные горы - это регион на границе между Германией и Чехией, ближе к Дрездену. С 12 в. в нем развивалась горнодобывающая промышленность, а в 19 в., когда доход от этой отрасли пошел на резкий спад, появились другие замещающие производства, например, создание игрушек из соломы, дерева, плетение кружев. Сейчас это ручное производство живет, в основном делают фигурки шахтеров, щелкунчиков, рождественских ангелов, арки-подсвечники, лесных зверей, деревянные фигурки курильщиков, музыкальные шкатулки и крутящиеся от горящих свечей пирамиды.
Центр народного творчества в Рудных горах (в том числе рождественских игрушек ручной работы) расположен в Зайфене (Seiffen). Его еще называют "Игрушечный угол", „Spielzeugwinkel“. Там находится объединение мастеров по скульптуре, по дереву, по игрушкам. Там же в Зайфене находится Музей игрушек (
Spielzeugmuseum in Seiffen), а в соседней деревне Нойхаузен (Neuhausen) - Музей Щелкунчика (
Nussknackermuseum), где хранится более 5 000 экземпляров. Также в Дрездене находится Музей саксонского народного искусства, где представлены игрушки Рудных гор. За сохранение предметов горнодобывающей промышленности и народных промыслов, Рудные горы в 1998 г. вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После окончания Второй мировой стали распространяться арки с электрическим освещением. Огромные арки стали использовать в качестве городского освещения. Например, в Йохангеоргенштадте в 2012 г. была установлена уличная электрическая арка шириной 25 м.
В ГДР спрос на арки был такой большой, что их часто делали самостоятельно.
В 1990-х стали появляться разные формы арок, не в виде радуги, а в виде треугольника, Lichterspitze, Вершина из света, или в виде ромба. С 2010 г. стали делать ярки в виде высокого готического окна.
В той же немецкой деревне в Рудных горах традиционно делают Курильщиков или Человечков с трубкой - Räuchermännchen, Раухменшен.
Известно, что такие фигурки начали делать в Саксонии в 1830-х. Когда добыча олова в горах прекратилась, бывшие шахтеры стали вырезать фигурки из дерева. Сейчас это важная часть традиционного народного творчества Рудных гор. Игрушечным промыслом занимаются семьи в 3 и 4 поколениях. Небольшие фабрики и мастерские можно найти на каждой улице Зайфена.
Деревянная фигурка состоит из двух частей, внутри она полая. В нижнюю часть кладут дымящуюся ароматическую свечу. Такие ароматические свечи делали и раньше, только они были открытые. Со временем им придумали такую красивую деревянную фигурку.
Курильщиков вырезают из местных лиственных пород, таких как береза, бук, ель, липа, ольха и клен. Отдельные детали вырезают на токарных станках и потом приклеивают, придерживаясь шаблонного образа. Потом одежду и лицо разрисовывают вручную. На одну игрушку может уходить до 20 ч. работы.
Во времена ГДР курильщиков обычно продавали на Запад или обменивали на комплект зимних шин для Trabi.
Прогресс не стоит на месте и в Китае давно уже стали делать более дешевые копии. В ответ на это гильдия мастеров Рудных гор и туристическая организация деревни Зайфен в 2006 г. создали кампанию "Оригинал вместо плагиата".
Курильщики традиционно воплощают профессии жителей Рудных гор. Это могут быть лесники, горняки, деревенские жители, солдаты, женщины с клецками. Дым выходит не только изо рта "курильщика", но и из кофейника или словно поднимается пар над блюдом с клецками.
Так как Курильщик - типичный персонаж Адвента, то в его создании преобладают рождественские мотивы.
Сейчас делают не только курящих человечков, но и игрушечные изразцовые печи, над которыми поднимается пар, паровозы, мотоциклы, грибы, сердечки, кофейники и деревья с человеческими лицами.
В последние годы количество продаж Курильщиков падает, постоянные покупатели исчезают. Мастерам-ремесленникам уже хорошо за 80 лет и они не могут найти учеников. Интернетом они не владеют, поэтому не могут в качестве клиентов охватить весь мир. Культурная традиция постепенно отмирает.
В саксонском городке Кранцаль (Cranzahl) действует Музей курящих человечков (
Das 1. Räuchermann-Museum). Музей был основан в 2011 г. и в нем представлено более 2000 разных фигурок курильщиков.
В основном Курильщиков продают в Саксонии и Тюрингии. Но также их экспортируют в Азию - Японию, Китай, Сингапур и Таиланд. Основные продажи идут в США, куда за 150 лет переехали жить 5 млн. немцев, и в Китай. На оригинальных игрушках из региона Рудных гор помимо надписи „Made in Germany“ должна быть и „Echt Erzgebirge“.
80% курильщиков в этом регионе производится вручную. Через интернет продается около четверти всех работ. Фигурки Курильщиков для немцев - это что-то вроде друга на всю жизнь, память о Рождестве в детстве.
Фото 1947 г. из Зайфена, где действовало промышленное производство Курильщиков.
Между Саксонией, Тюрингией и Баварией находится регион Фогтланд (Vogtland). Там создают свои рождественские фигурки - Моховых человечков, Мусманн, Moosmann, Moosmaa.
Старичок-Моховичок - герой местных легенд. Он живет в дремучем лесу, между корней деревьев, в валежнике или в пещере, и помогает бедным. Ростом он около 3 футов. Питается лесными грибами, ягодами, растениями. Одет в наряд из еловых веток или мха. Осенние листочки, подаренные им людям, в основном беднякам, превращались в золото. Люди предпочитали дружить с ними.
Старичок-Моховичок был придуман в лесных краях Фогтланда во второй половине 19 в. Главный элемент фигуры - деревянный корпус с приклеенными руками и ногами. Руки, ноги и головы тщательно вырезались опытными резчиками. Позже головы стали делать из фарфора и из пластика.
Костюм для Лесных человечков делали женщины - из бумаги, обклеенной мхом. В одной руке человечек держал Рождественский фонарь, в другой - ветку в качестве палки.
Со временем появились разные образы Старичка-Моховичка - рыцари, солдаты, охотники, лесники. Они могли держать в руке арку со свечами или рождественскую ель, трубку, корзину и колокольчик. На всех фигурках обязательно была одежда из мха из местного леса.
Особенно широко искусство резьбы Лесных человечков началось в этих краях после окончания Второй мировой.
В книге Иоганна Августа Эрнста Келера 1867 г. «Народные традиции, суеверия, легенды и другие древние традиции в Фойгтланде» рассказывалось, что в то время такие поделки из мха, веточек и цветной бумаги мастерили в основном бедные дети в городах, чтобы немного заработать.
Обычно Моховые человечки, мужчины и женщины, жили в лесу, но в период Адвента они на 12 дней приходили в деревни, чтобы пожить в домах у людей. Поэтому это рождественский символ. Уже в первый вечер Адвента они садились на деревенские подоконники и заглядывали в окна. Они светили свечой в руке, чтобы проверить, что в доме не водятся злые духи.
Такого человечка можно было узнать по невысокому росту, зеленой одежде, связке дров или корзине грибов. Это лесной дух. который живет в окружении деревьев.
Моховой человечек воплощает жизнь простого, бедного, но трудолюбивого человека, который умеет довольствоваться малым. Мох выступает символом мира и защиты. Ведь зимой многие существа живут под мхом и питаются им. Моховой человечек - это словно надежда на более хорошую и успешную жизнь с приходом весны.
Сейчас зимой в деревнях этого региона иногда можно встретить установленную в полный рост деревянную фигурку Мохового человечка.
Немецкий старичок-моховичок мне напомнил русского, из сказки "Морозко". Тоже лесной маленький человечек, который помогает людям. Второе его воплощение - слепая старуха со связкой дров, которая потом расколдовала парня.
Рождественский огурец, Weihnachtsgurke.
Давным-давно в немецкоязычных землях существовал обычай вешать на рождественскую елку маленький зеленый огурец - маринованный огурчик из банки. Это была забава для детей - кто первый в Сочельник найдет зеленое на зеленом, тот получит подарок. Огурец менял свой размер: для самых маленьких детей вешали огурец поочевиднее, побольше, пониже, а для тех, кто постарше, огурец выбирали поменьше и вешали вглубь елки, повыше.
Поиск огурца превращался не только в сугубо семейное событие, в игру вовлекали всех гостей. Кто первый найдет, тот получит право распаковывать подарки. Либо ему очень здорово повезет в предстоящем году.
Почему на елку стали вешать огурец? Потому что в бедных семьях часто не было денег, чтобы порадовать всех детей. Часто дети получали в подарок только то, что найдут на елке - огурец или простую выпечку, без сахара (он слишком дорого стоил).
Что интересно, сейчас в Германии этот обычай почти забыт, зато немецкие переселенцы в 18-19 вв. перевезли его в США и там он сейчас известен даже лучше, чем в Германии (Christmas Pickle). Однако в каталоге рождественских игрушек Бранденбурга за 1905 г. эта игрушка уже была представлена. Считается, что рождественский огурец вновь вернулся в Германию в конце 19 в. и был известен прежде всего в Баварии и в Тюрингии. Во всяком случае там сохранились старые формы для стеклодувов.
Возможно, вся эта история - просто умелый маркетинговый ход. Говорят, что еще в 1840-х годах немецкие стеклодувы из Тюрингии изготавливали украшения в виде фруктов и орехов, в том числе огурцов. Фрэнк Уинфилд Вулворт, основатель сети универмагов США Woolworth, во время поездки по Германии познакомился с этими стеклянными игрушками и решил импортировать их с 1880 года в Америку, чтобы продавать в своих магазинах. Чтобы новые рождественские украшения в виде огурца лучше продавались, он придумал трогательную историю немецкой традиции. Идеальный маркетинговый ход был готов.
Сейчас в Германии производят множество стеклянных огурцов - блестящих и матовых, с блестками и в красном колпачке. Есть немецкие семьи-традиционалисты, которые считают, что на рождественском дереве должны быть только религиозные символы - красные яблоки из рая, церковные колокольчики и трубы ангелов, сами ангелы, соломенные звезды и блестящая вифлеемская звезда. И всяким случайным огурцам нет места на елке.
А есть те, кто считает, что рождественский огурец - интересная игра, которая позволяет без ссор решить вопрос, кто распечатывает все подарки под елкой.
Сейчас рождественский огурец можно купить на многих рождественских рынках.
Материалы по теме:
-
Сливовые человечки из Франкфурта.
-
История возникновения зимних и рождественских рынков в Германии.
-
Зимние обычаи Германии: веточка Барбары.
-
Детские рождественские немецкие письма с пожеланием подарков.
- Рождество в Германии в картинках. Рождественских фотографий, которые иллюстрируют жизнь немцев в 20 веке.
- Елка, омела и елочные игрушки. Что они означали? И почему ради рождественских рынков приезжают именно в Германию? -
Рождественская выпечка. Ароматная история рождественского нюрнбергского пряника. Почему пряник так называется, процесс его производства и рецепт.
-
Рождественская выпечка: Марципан, хлеб Святого Маркуса, покровителя Венеции. История афродизиака для взрослых, лекарства для больных и рождественской сладости для детей.
-
Рождество и Новый год в Берлине в 1986 г. Описание 15-летнего подростка старых традиций, подарков из Западной и Восточной Германии