Регион Гейдельберга на юго-западе Германии считается одним из самых теплых в стране. Климат здесь морской. Зимы теплые, осень и весна дождливые. Лето жаркое и влажное. Влажное настолько, что фрукты и хлеб летом лучше хранить в холодильнике. А белье в ванной комнате сохнет сутки-двое. К слову, по правилам нашего дома белье нельзя сушить на балконе, но именно немецким соседям на это наплевать. Равно и на то, что в коридоре нельзя хранить обувь.
Раньше в этих краях было холоднее. Вот фотография 1929 г., где Некар замерз и все высыпали кататься на коньках.
Фото из фото-галереи Гейдельберга -
http://heidelbergimages.de/content/index_ger.html А это зима в Гейдельберге в 1951 г.
Сейчас основательный снежный покров устанавливается только восточнее линии Гамбург-Вена-Белград. Вот такое влияние теплых вод Атлантического океана.
В сентябре было по-летнему жарко, в октябре стало немного прохладно, но все еще было тепло, +12+15. А ноябрь окончательно помог свыкнуться с мыслью, что осень все же наступила. Холмы стали живописно-красивыми от сочетания разных красок. Это берег Гейдельберга, противоположный от исторического центра. На берегу стоят хорошенькие частные и небольшие многоквартирные домики. Вечером этот холм представляет собой море огней. Вообще вечером в длинные темные вечера вся долина горит огнями, словно в праздник.
Кстати, этот холм был обитаем еще в 5 тысячелетии до н.э., о чем свидетельствует найденная неолитическая керамика. Потом в 1 тысячелетии здесь совершали жертвоприношения кельты, а римляне построили храм Меркурия. Христиане на вершине холма в 9 и 11 веке построили церковь и монастырь. С 2012 г. холм находится под защитой государства.
Над Оденвальдом стоят тучи. Оденвальд - это большая гряда низких гор высотой 450-550 м. Само название местности можно перевести как "Лес од" или "Лес саг", поскольку слово "оден" созвучно по смыслу русскому "ода, сказание, сага". А возможно название произошло от бога Одина. Есть десяток версий, объясняющих название.
На этой территории когда-то действовало около 600 шахт и рудников, сейчас остались действующие карьеры по добыче песка и камня. Может быть что-то еще есть, мы пока тщательно не исследовали. На холмах этих гор выращивают виноград, а по долине проходит маршрут для путешественников "Винная дорога". В Германии любят такие маршруты для любознательных: есть "Альпийская дорога", "Романтическая дорога", дорога вдоль рейнских или мозельских замков. Вообще Германия очень много сделала для развития внутреннего туризма. Это же приносит деньги :)
С одной стороны, холмы, подставляющие свой бок под определенным углом к солнцу, являются очень удобным местом для соляризации винограда. С другой - за эти холмы любят цепляться тучи, а если уж зацепятся, то стоят подолгу, словно густая вата. И все это время дожди, дожди... Меньше всего дождей возле Вогезов, там где Эльзас. Горы задерживают тучи, набегающие со стороны моря, и в долине получается тепло, сухо и солнечно. Идеальные условия для винограда. Видимо, любовь к хорошему вину, одна из причин битвы между Германией и Францией за Эльзас.
Поля уже давно пустые, убрали даже долгоиграющую кукурузу. Но кое-где видны посадки крестоцветных (редис или кольраби), картофеля. Кое-где видны желтые поля вновь цветущего рапса. Ближе к Оденвальду прижались деревеньки. Вся эта местность очень насыщена полями, теплицами, животноводческими фермами, садовыми центрами. Кажется, не работает здесь только ленивый. Временные сезонные рабочие по уборке клубники и прочего живут в довольно страшненьких двухэтажных бараках. Для передвижения у них есть велосипеды. В основном это поляки.
С Польшей интересно получилось. Основная масса поляков уехала из страны в первые три года после вхождения в ЕС. Остальные предпочитают работать сезонно в экономически развитых странах.
Вот так и выглядит дождливая погода в наших краях. Тучи опускаются совсем низко, чуть ли не стелятся по земле. Не факт, что дождь пойдет, но долгое время будет держаться сумрак.
Но стоит отъехать от гор, как погода меняется. Ближе к Франкфурту светит солнце. Здесь движение уже более плотное, дорога из 2 полос становится 4-полосной. В Германии очень развитая дорожная сеть (более развитая, наверное, только во Франции). Автобан очень часто пересекается такими мостами, автомобильными или пешеходными. На мостах часто стоят камеры автофиксации нарушений на дороге. И знаете, это очень прибыльное дело. Камеры устанавливают в разных местах, выбирая наиболее "доходные". Штраф и баллы начисляются не только за нарушение скоростного режима, но и за несоблюдение дистанции (на асфальте есть разметка, помогающая оценить нужное расстояние).
И это очень правильные штрафы, скажу я вам, поскольку иначе нельзя дисциплинировать водителей безопасно перестраиваться из ряда в ряд. А большинство аварий, что мы видели, связаны именно с таким "выпадением" машины в соседний ряд, когда следующий водитель не успевает оттормозить и попросту влетает в свежеприбывшую перед ним машину или, стремясь уйти от удара, уходит в отбойник. Побитых отбойников очень много. Их чинят, но люди снова влетают.
У отбойника есть плюс - он держит легковушки от вылета на встречку и имеет защиту от слепящих фар встречного потока. Но есть и минус - отбойник не держит фуры, они его срезают как масло.
Аварий на дорогах довольно много. Из-за невнимательности, эгоизма, нежелания крутить головой. Из-за пьянства тоже. Например, по приезду в Бремен в нашей гостинице заканчивалась вечеринка, гости расходились. Один пьяный парень, слишком интенсивно сдавая задом на парковке, сбил бабушку, она осталась лежать без сознания. Возле нее тут же образовался десяток сочувствующих, не знаю чем дело кончилось. Это я к тому, что не верьте поговорке "В Германии по пешеходному переходу можно идти с закрытыми глазами". На вас всем наплевать, водитель постфактум скажет "Я не увидел". Вам же не будет от этого легче в больнице?
И старайтесь держаться подальше от автомобилей с прицепами. Немцы очень любят перевозить свое добро в прицепах. Часто эти прицепы больше самого автомобиля. Тогда может случиться конфуз. Например, вечером на слегка поднимающейся дороге такой прицеп повело и он перевернулся, опрокинув за собой сам автомобиль. Шокированные пассажиры вылезли из машины и прижались к отбойнику даже забыв про оранжевые жилеты. Вы же помните, что их нужно надевать сразу и они должны быть у всех участников движения? Также в случае аварии нужно ожидать помощь, находясь за отбойником.
Тем временем за окном проплывает настоящая яркая осень.
Проезжаем Франкфурт. На горизонте видны огромные башни офисов. Мы гуляли летом под ними, смотрели вверх. Шляпа сваливается!
Могу сказать, что при виде этих башен и шумных улиц города, в Москву совсем не хочется. Там же мы впервые за долгое время покатались на эскалаторе. Такое маленькое удовольствие деревенского жителя :)
Более надежная защита от выезда фур на встречный поток - земляной отбойник. Хотя сейчас рассматривают идею установки отбойника, состоящего из резиновых цилиндров, чтобы он поглощал удар и по касательной менял траекторию движения автомбиля. Не знаю насколько это эффективно именно для Германии, поскольку начиная с 5 утра на дорогах очень плотный поток и достаточно одного неловкого движения, чтобы за собой потащить других водителей.
Машины на дороге самые разные - дорогие, дешевые, старые и современные. Но в основном нет тех больших машин, которые так любят в Восточной Европе. Нередко дорогие марки автомобилей везут за собой прицеп, что для России как-то совсем в голове не укладывается. Очень любят перевозить лошадей. Обожают пользоваться домами на колесах. Последняя мода - дом на колесах, к которому сзади пристегнут Смарт. Удобная компактная модель для осмотра новых городов.
В Германии мне не доводилось видеть ту смесь былого богатства и отчаяния, которая выражается в подвязывании проволочкой отваливающейся детали дорогой машины, поскольку нет средств на ее ремонт. Вообще меня удивляет отличное состояние тех старых марок, подобные которым в России уже отправили на свалку. Не могу сказать, что немецкие автомастера какие-то кудесники. Они тоже не всегда видят то, что надо бы в срочном порядке починить. Мы, например, только с третьей попытки нашли действительно внимательного мастера.
За окнами продолжают тянуться осенние убранные поля. Размах сельского хозяйства в Европе после России поражает. Я уже писала про простаивающие заброшенные поля с выросшими березками в Псковской, Смоленской области, в Рязанской, Владимирской. Никто не отреагировал. Видимо всех устраивает цена на импортные овощи/фрукты в русских магазинах. Вообще это странно - зарплату получать в рублях, а оплачивать продукты, которые закупают за валюту.
Я сначала думала, что Германия тоже активно обменивается с соседями продуктами. Но как-то не особо представлен ассортимент этих "стран по обмену". Например, совсем нет польских продуктов, греческих, балканских, голландских, английских или из стран Северной Европы. В немецких магазинах представлены Испания, Италия, Франция. Я не знаю, может у нас регион такой, а на севере или востоке страны совсем другие товары в магазинах представлены. То, что продается как русский кефир или греческая брынза все равно сделано в Германии. Вобщем, немцы любят деньги оставлять у себя в стране. Это касается и еды, и отдыха, и покупки автомобилей.
Так выглядит южная и центральная часть страны, где много полей, деревень, а дома широкие, большие, рассчитанные на большие семьи. Можно увидеть и более крупные хозяйства, которые строились целым двором, с амбарами, сараями, без внешних окон. Эдакая маленькая семейная крепость. Некоторые из них сейчас перестроены в пивные и ресторанчики. Вообще в сельской местности обожают устраивать кафе и пансионы. Дома обычно покрашены в белый и светло-желтый цвет. В зависимости от региона могут иметь роспись на стене или металлическое украшение, вделанное в стену. Обычно хозяйки делают красивые садики перед домом. Они все разные и достойны внимания.
На автобанах то и дело есть парковки, а чаще всего - парковки с туалетами. Частота расположения бесплатных туалетов разная от земли к земле. Можно остановиться и в большом автохофе (автодоме), где будет весь комплекс - заправка, детские площадки, магазин продуктов и вещей в дорогу и платный туалет за 70 центов. 50 из них вам вернут, если вы что-то купите в местном магазине или другом магазине из этой же сети. Вернее, зачтут в сумму покупки. Оказывается, есть люди, которые обмениваются по интернету этими талончиками... Не понимаю какая может быть экономическая выгода. Ну нравится людям, удовольствие получают.
Также на парковке можно поспать, выгулять собаку, поменять подгузник ребенку. Как-то видели большую восточную семью, где мужчины спали в машине типа "Газель", а женщины сидели неподалеку за столиками. Потому что не положено женщинам спать рядом с мужчинами. Мне их стало жалко. Сидеть несколько часов...
Удивляют немцы, которые покупают дорогие и современные марки машин, но при этом останавливаются поесть со своей домашней едой на подобных бесплатных парковках. Выходят, садятся за столики, раскладываются... Сдается мне, машина была приобретена в кредит, мелкий шрифт обычно не читают и, ожидая платить по 250 евро в месяц, неожиданно платят 650 и на прочую хорошую жизнь не остается средств. Считать деньги, читать мелкий шрифт и не брать кредит - очень полезная привычка. Причем владельцы этих кредитных машин все чаще почему-то люди за 50. Видимо они никак не перестроятся из социализма на капитализм.
Возле Дюссельдорфа последние холмы с оврагами (о чем говорит коричневая придорожная табличка), дальше будет не просто равнина, а понижение местности относительно уровня моря. Я не знаю относительно чего считают в Европе, в России за точку нулевой высоты выбран гидрометрический колодец в Кронштадте.
Например, Гейдельберг находится на высоте 115 м над уровнем моря, Бремен - 18, а Эмден на самом краю географии - всего 6.
Пока еще можно любоваться холмами и яркими красками. Жаль, скоро станет темно и мы не увидим, как немецкий бюргерский стиль домов меняется на голландский - темный корпич, острые крыши, большие окна. На севере деревень станет меньше, а ветряных мельниц все больше. Поля будут расчерчены каналами для отвода лишней воды.
Вскоре стемнело и начался затяжной дождь. Что удивительно, на дороге не образовались лужи и, похоже, эффект аквапланирования хорошим дорогам неизвестен. Машины ехали все чистые. Справа и слева вдоль дороги время от времени возникали шумозащитные ограждения. Мне показалось, что в Голландии их меньше.
Напоследок скажу, что немецкое радио в машине слушать невозможно, все время транслируют какую-то попсу в ее самом душераздирающем исполнении. Никакого фолка, металла, рока и прочего разнообразия музыки не бывает. В Италии хотя бы красиво поют, в смысле - потрясающие голоса. Итальянский рок - это уже смешно, они не умеют. Интересная музыка транслируется в Восточной, Северной Европе, в Швейцарии, Австрии (ах, тирольские напевы!), Голландии.
А еще в немецкое радио то и дело врывается диктор чтобы сообщить о внезапных новых пробках. Зачем нужен диктор, когда есть интернет? Но интернет в Германии развит хуже чем в русской деревне. До сих пор бесплатный wi-fi в кафе или гостинице считается подвигом организаторов. Причем интернет медленный. В гостиницах есть и хороший, быстрый интернет, но он платный, что оставляет за себя шлейф возмущения постояльцев в гостевой книге. Считается, что в гостинице люди отдыхают, а не работают, поэтому - смотрите телевизор. Вот вам уже и программку подложили...