2 февраля 2013 года в США был найден застреленным человек, чья смерть является яркой иллюстрацией одного важного урока, о котором говорит Библия. Этого человека звали Крис Кайл, ему было 38 лет и он был офицером спецназа и рекордсменом страны среди снайперов. За свои достижения он получил звание самого опасного стрелка в истории США, поскольку на его счету было более 160 застреленных человек. Кайл также был известен тем, что активно поддерживал и пропагандировал свободную продажу и ношение оружия. Уйдя со службы он даже написал книгу «Оружие, которое изменило Америку», а также основал учебное заведение, где обучал стрельбе всех желающих. После недавнего захвата и расстрела в одной американской школе 20 детей Кайл дал интервью, в котором призывал поголовно вооружать всех школьных учителей и продолжал категорически возражать против каких-либо ограничений для владельцев оружия.
Спустя несколько месяцев после этого интервью Кайл отправился на тренировку и попался на встречу молодому парню, недавно вернувшемуся из «горячей точки». Не справившись с нервным стрессом, характерным для многих, участвовавших в военных действиях, парень достал находящийся у него в кармане полуавтоматический пистолет и сделал несколько выстрелов в Криса. Этот пистолет был именно тем видом оружия, право на свободную продажу и ношение которого так ревностно отстаивал легендарный американский снайпер. От полученных ранений мужчины скончался на месте [1].
Про такие ситуации не редко говорят так: за что боролся, на то и напоролся. Подобные явления, когда люди на собственном опыте испытывают последствия своих же ошибок, являются настолько частым явлением, что в народе этому даже придумали название: закон бумеранга. А когда кто-то желает предупредить о подобной перспективе другого, то обычно говорит «Не плюй в колодец!», подразумевая, что тебе же самому придётся пить эту испорченную воду.
Но ещё прежде, чем люди сделали свои наблюдения, основанные на житейском опыте, Библия уже повествовала об этом важном духовном принципе, который самым непосредственным образом касается нашей земной жизни.
- Апостол Павел в Послании к галатам пишет: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (6:7).
- Во 2-м Послании к Коринфянам он говорит так: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (9:6).
- Чуть раньше Христос учил: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Луки 6:37-38).
- Еще раньше произошла та удивительная история, о которой рассказывает книга Есфирь, когда коварный Оман «пожал» в точности то, что «сеял» для Мардохея.
- А вот какие слова ещё прежде произнес Давид, «когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула»: «и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его. С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь» (Пс. 17:25-28).
- Еще раньше народ Израильский стоял в пустыне и слушал как Бог через Моисея обращается к ним вот с такими словами: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете» (Втор. 11:26-28).
- Но когда ещё израильского народа не было, вот такие важные слова услышал в свой адрес поверивший Богу Авраам: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:1-2).
Итак, Библия ясно учит, что Бог, восседающий на небесном престоле, видит абсолютно всё, происходящее на земле и справедливо направляет ход истории как в жизни целых народов, так и в жизни отдельных людей. Он неизменно верен в том, чтобы благословлять тех, кто заслуживает благословения, и проклинать тех, кто заслуживает проклятия.
Ярким подтверждением и хорошей иллюстрацией этого важного библейского урока является самая маленькая книга Ветхого Завета - книга пророка Авдия.
И ключевым стихом этой книги можно назвать 15 стих, где записаны слова, с которыми Бог обратился к народу Едома, не раз поступавшему коварно и жестоко в отношении Израиля: «Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою».
Эта книга представляет собой 2 части, каждая из которых свидетельствует о Божьей верности: в первой Бог верно проклинает заслуживший проклятие Едом, как и обещал в своё время Аврааму, а во второй, опять же, как и обещал Аврааму, Господь объявляет о своём благословении Израиля.
1. Божья верность в проклятии (1:1-16)
1 стих: «Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан [объявить] народам: "вставайте, и выступим против него войною!"»
Едомляне ведут своё происхождение от Исава, первенца из сыновей-близнецов Исаака и Ревекки, боровшегося с Иаковом даже во чреве матери. Исава также звали Едомом, что значит «красный», из-за того, что он продал право первородства за «красное» кушанье. Спустя время Иаков хитростью украл у него благословение отца, что породило глубокий конфликт между братьями, который спустя много лет продолжал существовать и между их потомками - едомлянами и израильтянами. Например, когда Израиль вышел из Египта, Едом не позволил Израилю пройти через свою землю, расположенную к югу от мертвого моря. Эта враждебность едомлян в отношении Божьего народа повторялась снова и снова и книга пророка Авдия начинается сообщением о том, что Бог решил позволить окружающим Едом народам выйти на него с войной, которая приведет к падению нечестивых и жестоких потомков Исава. Эта война против Едома была исполнением Божьего обещания о том, чтобы посылать проклятия на всех, кто проклинает его народ.
В начале Авдий говорит как Бог будет проклинать Едом, а затем он сообщает, чем именно Едом заработал такое проклятие.
1.1. Как Бог проклинает Едом (1:2-9)
Из этого описания мы можем увидеть не только то, как Бог наказал Едом, но и то через что вообще Бог обычно являет своё проклятие. Если какой-то человек сегодня отказывается следовать путём Божьим, то он может смело ожидать в своей жизни что-то из того, что будет названо Авдием.
А. Проклятие стыда (1:2-4)
(1) Гордость возвышает человека (1:2-3)
«Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении. Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: "кто низринет меня на землю?"» (2-3)
В этих словах Бог упрекает Едом в гордости. Здесь мы узнаём кое что важное о гордости.
(1) Она таится в человеческом сердце («гордость сердца»).
(2) Она любит обольщать, обманывать («обольстила»).
(3) Её искусная ложь главным образом направлена на самого человека, в чьём сердце она находится («обольстила тебя»).
(4) Ложь гордости в первую очередь старается исказить взгляд человека на самого себя и на других, в том числе на Бога: самого человека она возвеличивает, а всех других, и Бога в том числе, низвергает («"кто низринет меня на землю?"»).
(5) Гордость активно ищет какие-либо основания, за счёт которых можно было бы превознестись над другими («ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте»). Едом располагался среди гор, в самом труднодоступном горном районе. Его столица, Петра, которая недавно была признана одним из новых 7 чудес света, представляет собой город, полностью и со всех сторон окружённый высокими скалами. И попасть в этот город можно лишь одним путём - через длинный и узкий туннель, длина которого достигает 1 км, а ширина в некоторых местах настолько узка, что пройти там может не больше одного человека. Гордость едомлян заприметила это выгодное отличие перед соседними государствами и использовала его, чтобы поставить себя выше этих народов и, одновременно, выше Бога. Как видите, гордость пытается возвеличивать себя не просто на пустом месте, а старается найти для этого более или менее подходящие основания. Подумайте о том, за счёт чего вы склонны иногда ставить себя выше других людей. Хорошо признать, что вы склонны к гордости. Но намного полезнее и практичнее ответить себе на важный вопрос: «А чем именно, чем конкретно лично я склонен гордиться?»
(6) Гордость умеет и любит разговаривать («говоришь в сердце твоем»). Гордость - это не просто эмоциональный порыв. Она обращается к нашему разуму и, ведя с ним беззвучные дискуссии, убеждает различными доводами принять навязываемые искажённые реалии.
(2) Бог низвергает гордость (1:4)
«Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (4)
В ответ на самообман и самонадеянность Едома, убаюканного своим, кажется, неуязвимым положением, Господь отвечает, что нет такой высоты, с которой Он не смог бы достать. Однажды гордый царь Навуходоносор, столкнувшийся с этой низвергающей рукой Бога, воскликнул: Бог «силен смирить ходящих гордо».
Если вы сегодня пустили в своё сердце гордость и поверили в её искусную ложь, скорее вернитесь к истинному смиренному взгляду на себя и высокому превознесённому взгляду на Бога, «почитайте один другого высшим себя», помня, что Богу не трудно прийти и в раз низвергнуть вас с той высоты, на которую вы взобрались.
Б. Проклятие разорения (1:5-6)
«Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? 6 Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его!» (5-6)
Едом был весьма богатым государством. Во-первых, они располагались неподалёку от нескольких важных торговых путей, с проходящих по которым торговцев регулярно собирали налог. Во-вторых, в своих горах они добывали медь и различные другие минералы, которые могли выгодно продавать. В-третьих, благодаря своему изолированному расположению среди высоких гор они не тратили много средств на армию и войну. Однако Бог, не желая больше терпеть их нечестие, позволяет соседним народам полностью разорить Едом. «В отличии от обычных воров те, кто будет грабить их, заберут у них всё. А в отличие от сборщиков винограда, эти воры ничего не оставят другим» [2]. Таким будет конец хваленого богатства Едома.
Если вы сегодня переносите материальные тяготы или потери, то подумайте, не является ли это инструментом в руках Бога по возвращению вас на истинный и твёрдый путь его праведности и святости? Не спешите сетовать на обстоятельства, не спешите ругать каких-то людей, но, в первую очередь, попробуйте задать себе вопрос: «Не хочет ли Бог что-то изменить в моей жизни, что-то исправить в моём сердце, допуская те или иные материальные трудности и невзгоды? Не проклятие ли это от Бога за мою непокорность?»
В. Проклятие предательства (1:7)
«До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, ядущие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нем смысла!» (7)
Ещё одной формой проклятия является предательство. Разорение и уничтожение Едома спланируют и осуществят его же союзники. Хотя они жили посреди гор, тем не менее, понимали, что им нужны друзья, которые помогли бы устоять перед великими империями. Однако те друзья, от которых едомляне ждали помощи и на которых надеялись, те, с которыми были соседями, дружили и заключали союзы, именно они и сплетут заговор против них. Но за коварством этих заговорщиков стоит Сам Бог, позволяющий им делать это грязное дело и тем самым являющий Своё проклятие.
Если вы сегодня переживаете боль предательства, то не забывайте, что над всеми словами и решениями людей продолжает царствовать Бог. И помимо прочего это предательство может быть Божьим проклятием для вас за то, что вы не были верны и преданны Господу.
Г. Проклятие безумия (1:8)
«Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?» (8)
Едом был известен своими мудрыми, мыслящими людьми. Его расположение близ торговых путей давало возможность узнавать обычаи и мировоззрение, а также оставаться в курсе интеллектуальных веяний Индии, Европы и северной Африки. Но пришел день, когда едомляне были лишены оплота нации, мудрых и благоразумных представителей своего народа, и, как видно, именно в этот момент соседние страны напали на Едом. Лишившись мудрецов и начав принимать неверные решения, потомки Исава тем самым не смогли отразить нападение и были поражены.
Ещё одной формой Божьего проклятия может быть лишение разума. Некогда мудрый и рассудительный человек, основательно вставая на путь греха и упорствуя в своём бунте против Бога, может пожать глупость и безумие. Если вы сегодня видите, что вам трудно понимать духовные истины, что Слово Божье вам не открывается, что былой трезвый разум покидает вас, то одна из причин такого помрачения может заключаться в грехе, который вошел в вашу жизнь. Если вы видите, что это про вас, то будьте уверены, что здравомыслие не вернётся, пока вы не освободите своё сердце от греха.
Д. Проклятие смерти (1:9)
«Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством» (9)
Самым печальным проклятием, которое может настигнуть противящихся Богу, является проклятие смерти. Авдий пророчествует, что лучшие воины Едома в момент нападения будут охвачены страхом, и итогом происходящего станет множество жертв. Вероятнее всего это случилось, когда филистимляне и аравитяне вторглись в Едом и заняли его города, прогнав едомлян на запад.
Данный стих является строгим предостережением для всех, кто не покоряется Богу и думает, что это не серьёзно.
1.2. Чем Едом заработал проклятие (1:10-16)
Объявив о проклятиях, которые ждут едомлян, Авдий сообщает о причинах такого строгого отношения. В этих стихах пророк говорит о 4-х грехах, которые вызвали Божий гнев во времена Едома и по-прежнему продолжают вызывать гнев Бога в наши дни. Все 4 греха напрямую связаны с отношением едомлян к Израилю.
А. Притеснение верующих (1:10-11)
«За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них» (10-11)
Еще когда Исав и Иаков начали биться в животе Ревекки, она обратилась в молитве к Господу и получила в ответ пророчество: «два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Бытие 25:23). Так и случилось, вслед за своим праотцом Исавом едомляне постоянно притесняли потомков Иакова - Божий народ.
Здесь Авдий говорит об одном из тех дней, когда Бог позволил другим народам, в наказание за грехи, напасть на Иудею и взять её в плен. И Едом, вместо того, чтобы помочь и заступиться за родственный народ, напротив, не просто остался в стороне, но присоединился к захватчикам и «был как один из них», притесняя брата.
Б. Злорадство к верующим (1:12)
«Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия» (12)
Помимо притеснений Бог осуждает Едом за злорадство, с которым тот относился к иудеям в тяжёлый час их истории. Они не только не проявили сострадания, но открыто радовались их беде.
В. Обкрадывание верующих (1:13)
«Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его» (13)
Но на злорадстве и притеснениях они не остановились. Увидев, что Иудею постигло несчастье и она ослабла, едомляне, словно шакалы, прибежали на их территорию и стали воровать имущество.
Г. Убийство верующих (1:14)
«ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия» (14)
Но даже воровством не ограничилась их жестокость в отношении Божьего народа. День бедствия Иудеи они усугубляли тем, что сами убивали некоторых иудеев, а других, которые пытались спастись бегством, предательски ловили и отдавали захватчикам.
Расплата за страдания верующих (1:15-16)
Перечислив всё это, Бог провозглашает тот вердикт, с которого мы начали урок: «Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою. Ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было» (15-16)
Господь объявляет, что за всё это Едом получит воздаяние. Однажды Господь обещал Аврааму, что проклянёт всякого, кто будет злословить Израиль. И вот Господь подтверждает свою верность в проклятии: Бог неизменно накажет всех кого обещал и это воздаяние будет исключительно справедливым («как ты поступал, так поступлено будет и с тобою»).
Из истории нам известно, что Едом сначала был под властью Ассирии, затем под властью Вавилона, в 5 же столетии набатеи окончательно заставили едомлян покинуть их территорию. Едомляне переселились на юг Палестины и стали называться идумеями. Одним из самых известных идумеев был Ирод Великий, который стал царём Иудеи. В какой-то степени вражда между Исавом и Иаковом нашла своё продолжение в попытке Ирода убить Иисуса. Затем идумеи участвовали в восстание Иерусалима против Рима и вместе с иудеями потерпели поражение от Тита в 70 г. после Р.Х. По иронии, когда-то едомляне одобряли разрушение Иерусалима при нападении Вавилонян, а теперь приняли смерть защищая его при нападении римлян. С тех пор об этом народе больше ничего не известно. Случилось именно то, что Господь сказал в 10 стихе: «покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда».
Помимо этого, в прочитанных стихах Бог говорит и о вечной расплате, которая ждёт как жителей Едома, так и все другие народы, не пожелавшие покориться Богу. В грядущий день Господень на всех этих людей во всей полноте изольётся чаша Божьего гнева и, как сказано в 16 стихе, это будет продолжаться «всегда».
Каким бы тяжёлым не было положение верующих, какие бы притеснения, злорадства и потери вам не приходилось переносить, помните, что на небесах есть справедливый и верный Бог, Который в своё время накажет грешников по заслугам: то, что они делали с другими, вернётся к ним самим. «Как фараон приказал утопить всех новорожденных иудеев мужского пола, так Бог утопил египетскую армию. Люди, которые клеветали на Даниила, чтобы его бросили ко львам, сами попали ко львам. Неверующие, которые проливают кровь Божьих слуг, однажды, как сказано в книге Откровение, увидят, как вода превратится в кровь. А в Притчах сказано: «Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в неё нечестивый» (Пр. 11:8)» [3].
Практическое применение:
1. Когда какие-то люди поступают в отношении вас не справедливо, а у вас нет законных способов противостоять этому, не грешите в ответ, не раздражайтесь, не осуждайте, не гневайтесь, не мстите - оставьте суд Господу и твёрдо помните: "что посеет человек, то и пожнет".
2. Когда вы оказываетесь перед искушением, то вспоминайте о том, что непослушание приводит к проклятию. У любого греха есть последствия, даже если на первый взгляд они не видны.
3. Едом, вместо Бога, стал надеяться на себя. И ошибся. Если вы сегодня надеетесь на кого-либо иного, а не на Бога, то вы также ошибаетесь - ваша уверенность и безопасность мнимые. Скорее возложите свою надежду на Бога и живите в Его настоящей безопасности.
4. Глядя на то, как затянувшаяся вражда между двумя братьями породила многовековую вражду между их потомками, помните о том, насколько опасными, долгими и трагичными могут быть последствия конфликтов. Когда вы стали участником или свидетелем конфликта между родственниками, друзьями или народами, то не подливайте масла в огонь, а будьте миротворцами.
2. Божья верность в благословении (1:17-21)
Сказав о тех, кто заслужил проклятие, Авдий переходит к тем, для кого у Бога есть благословение. Речь о Божьем народе. В заключительных стихах книги Господь напоминает о 3-х благословениях, которые Он дал Израилю и по сей день продолжает давать всем верующим.
А. Благословение защиты (17-18)
«А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое. 18 И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа - пламенем, а дом Исавов - соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это» (17-18)
Пообещав истребить потомков Исава, Бог обещает, что потомков Иакова, напротив, ждёт избавление и спасение. Допуская беды для Своего народа, когда они отступали от Него, Господь всё равно сохранял народ и вновь и вновь восстанавливал его, когда они возвращались и раскаивались.
Если вы дитя Божье, то вы также можете быть уверены в благословении Божьей защиты. И даже если в вашей жизни происходят трудности и беды, это не значит, что Господь их не контролирует или что Он о вас забыл.
Давид писал: «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» (Псалом 4:9).
Б. Благословение исполнения обетований (19-20)
«И завладеют те, которые к югу, горою Исава, а которые в долине, - Филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом. И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные» (19-20)
Дальше Господь обещает, что исполнит обетования о земле, которые были даны во сне Иакову, а ещё раньше Аврааму. Пределы Израиля расширятся во все 4 стороны: на юг, запад, север и восток.
Как и Израиль в те дни, мы сегодня также можем пользоваться благословением Божьих обетований, твёрдо веря, что все слова, сказанные Богом, абсолютно истинны. Например, мы можем утешать и ободрять себя словами Христа, которые записаны в заключение Евангелия от Матфея: «и се, Я с вами во все дни до скончания века». Не мало верующих сохранили твёрдость, благочестие и надежду и тяжких обстоятельствах, укрепляясь этим обещанием Господа.
И, конечно же, мы можем смело надеяться и черпать радость в исполнении обетований, касающихся нашего будущего. Например, обетований о щедрых небесных наградах за верную и посвящённую жизнь для Господа.
В. Благословение царства (21)
«И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (21)
Благословение, которым завершается книга Авдия, напоминает израильтянам и всем нам о том великом царстве, которое создаст Господь и участниками которого мы будем.
Нам важно понимать, что как израильский народ, так и все мы, в конечном итоге, имеем эти благословения не потому что как-то расположили к себе Бога, не потому что Он нашёл в нас нечто хорошее, не потому что наша жизнь и дела обратили на себя Его внимание. Кто думает, что именно на этом основании человек может получить Божье благословение, тот сильно ошибается. Поскольку «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Галатам 3:10). Все мы, ни чуть не меньше жителей Едома, по своим делам достойны полного и непрекращающегося Божьего проклятия. Однако «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Галатам 3:13-14). То проклятие, которое по справедливости полагалось нам, по милости взял на Себя Сам Христос. Вместо того, чтобы излить чашу гнева и проклясть нас, Бог излил гнев и проклял Своего Сына - Иисуса Христа. Христос пережил проклятие стыда, испытал проклятие предательства и в итоге добровольно принял проклятие смерти. И благодаря заместительной смерти Иисуса на Голгофском кресте за грехи мира, сегодня каждый человек может стать получателем того благословения, которое когда-то Бог обещал Аврааму и о котором на странице книги Авдия напоминал Своему народу.
Практическое применение:
1. Благодарите Бога за то, что милость Его превозносится над судом. Лишь по этой причине мы сегодня, понимая всю тяжесть своей вины пред Богом, смотрим в будущее с надеждой и радостью, поскольку верим, что благодаря праведной жизни и заместительной смерти Христа, избавлены от вечного проклятия.
2. Благодарите Бога за то, что Он подарил вам веру и сегодня вы Его дитя. Благодаря этому всё то проклятие, которому Господь допускает появляться в вашей жизни, уже не имеет карательной функции (весь Божий гнев за вас принял на себя Христос), но имеет исключительно воспитательную функцию (Бог желает продолжать освящать вас и делать всё более совершенным и похожим на Него).
3. Сейте любовь, заботу и смирение, и делайте всё, что только можете, чтобы не сеять ненависть, гордость и корысть. Останавливайте и мотивируйте себя библейским обещанием плодов, прямо соответствующих посеянному семени.
4. Дело не всегда в этом, но очень часто истинная причина именно здесь. Наблюдая какие-то печальные обстоятельства, которые снова и снова повторяются в вашей жизни, попробуйте внимательно оценить свою жизнь, свои поступки, слова и мотивы - возможно, всё это является естественным следствием того, что вы же сами и сеете. И в таком случае эти плоды не перестанут появляться в вашей жизни до тех пор, пока вы не перестанете сеять их семена.
5. Каждое из 3-х благословений, о которых Господь напомнил Израилю, касается будущего. И спасение, и обретение земли и установление царства произойдут спустя время. Однако утешаться и жить надеждой этого Господь предлагает Своему народу уже сегодня. Это учит нас, что для возвращения в сердце радости и покоя не обязательно что-то должно измениться сегодня. В любой момент мы можем обратиться к библейским обетованиям о восхитительном будущем детей Божьих и в этом найти утешение, надежду и мир.
_____________________________
На фото: сохранившееся до сегодняшнего дня ущелье среди скал (3 км длиной, до 100 м глубиной, сужающееся до 3 м в ширину), через которое необходимо пройти, чтобы попасть на территорию Едома.
[1]
http://irvara.livejournal.com/561683.html Дата обращения: 13.05.2014
[2] Уирсби У. Комментарий на Ветхий Завет. Том II / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2011. С. 970-971.
[3] Уирсби У. Комментарий на Ветхий Завет. Том II / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2011. С. 972.