В. А. Дергачёв в монографии "
Особенности культурно-исторического развития Карпато-Поднестровья" пишет:
"Начало проникновения восточных скотоводческих племён в Карпато-Поднестровье и Подунавье и их активное взаимодействие с земледельческими обществами чётко определяется с конца первой половины 4 тыс. до н.э. или - по относительной периодизации - начальными этапами периода Триполье В 1 - Кукутень А. Процесс этот надёжно документируется тремя самостоятельными, но, что принципиально важно, взаимокоррелирующими разновидностями источников. К первой из них относятся прямые свидетельства, фиксирующие присутствие восточного населения на юго-восточной границе и внутри самого земледельческого ареала. Они представлены подкурганными или грунтовыми захоронениями Новоданиловско-Суворовской культурной группы, большинство памятников которой локализуются в степной зоне Поднепровья и Днестровско-Дунайского междуречья, т.е. в непосредственном соприкосновении с восточными рубежами культуры Триполье и северо-восточными границами культурной общности Болград-Алдень 2 - Гумельница.
Вторая самостоятельная разновидность источников включает специфические разнофункциональные находки и материалы, встречающиеся и в ареале степных - скотоводческих, и в ареале земледельческих культур и, которые независимо от их происхождения, свидетельствуют о контактах, взаимных или односторонних влияниях этих общностей. Среди наиболее выразительных находок можно назвать: хорошо известные зооморфные скипетры, на наш взгляд, возникшие в степном ареале, но сполна представленные и в ареале культуры Кукутень-Триполье (схематические), и в ареале земледельческих культур Подунавья (реалистические) (Рис. 19: 1-6, Карта), роговые подвески с ушком или «псалии» (Рис. 19: 10-12, Карта), известные в восточном ареале, на трипольских и гумельницких памятниках.
С восточной степной традицией вне сомнения следует связывать распространение в ареале культуры Kукутень-Триполье и в ареале земледельческих культур Подунавья и Трансильвании целого ряда типов оружия: большие кремнёвые ножевидные пластины, треугольные наконечники стрел и дротиков с прямым основанием или так называемые флажковидные наконечники стрел майкопского типа, крестовидные булавы мариупольского типа и др".
О книге М. Ю. Видейко "Украина: от Триполья до Антов" я уже говорил (см.
здесь). Сей украинский националист и его российский последователь
andvari5 не признают никакого вторжения пастухов-ариев в Старую Европу, они считают ариями самих носителей культуры Триполье.
Как говорится в статье Дмитрия Заборина
«За тысячу лет до шумеров». Как трипольцев назначили украинцами медного века, "на массовом уровне эта тема выскочила в годы президентства Виктора Ющенко, когда появились вполне серьёзные убеждения о том, что украинцы ведут свою родословную от трипольцев, являясь, таким образом, ариями. Идея пошла в массы, став одной из основ доказательства, что украинцы никакая не родня русским «мокшам» и «угро-финнам». Что сияющая Аратта шумерской мифологии, место, где обитал бог, находилось на берегах Днепра, что Украина являлась центром «найдавнішої хліборобської держави». Самобытный исследователь Галина Водяк из Львова пишет, что именно трипольцы, «прямые потомки украинцев», подарили ариям свастику, после чего они отправились из Украины за Урал. А директор Борщевского краеведческого музея в Тернопольской области Михаил Сохацкий, создатель подземного музея трипольской культуры, охотно рассказывает всем желающим, что «именно Триполье, вероятно, было колыбелью индоевропейских народов»."
На этих поприщах подвизается и доктор исторических наук, археолог Михаил Видейко. Который, видимо, не читал работы В. А. Дергачёва. Потому что Видейко приписывает трипольцам и степные наконечники стрел, и арийскую агрессивность, и вождизм, и сооружение укреплённых поселений... Сам же В. А. Дергачёв считает эти поселения третьим источником данных о проникновении скотоводов-ариев в Карпато-Поднестровье и Подунавье:
"Последнюю разновидность источников представляют косвенные свидетельства, возникшие как результат реакции местного населения на проникновение восточных степных скотоводов. Это, в первую очередь, повсеместное распространение искусственно укреплённых поселений, характерных как для культуры Кукутень-Триполье, о которых уже говорилось выше, так и для культуры Алдень-Болград-Гумельница, а также зафиксированные на многих поселениях следы пожарищ и разрушений. Косвенным показателем является и резкое увеличение количества и разновидностей оружия, ранее не характерных для земледельческих культур Карпато-Подунавья".
А с каким апломбом
andvari5 заявлял мне, что представления Видейко - это "устоявшееся мнение в научной среде"! У меня же в голове, по его мнению, - "весьма мутная картина, замешанная на Википедии, Гимбутас и научпопе". В таком случае, "весьма мутная картина" и в голове
Валентина Дергачёва, который пишет
Этюды в защиту миграционной концепции М. Гимбутас. Дергачёв - археолог, доктор наук, академик, "великолепный специалист, самостоятельный теоретик в археологии, фанатик типологии" (
Источник). Как говорится, лучше заблуждаться с мудрецами, чем считать себя правым с дураками.
Ладно, продолжим дальше цитировать Дергачёва:
"Перечисленные разновидности источников имеют различную по степени проявления интенсивность и сходный или различный территориальный и хронологический диапазон. Однако, за редким исключением, все они взаимокоррелируют на уровне нижнего хронологического рубежа, соответствующего времени Кукутень А 2,3 - Триполье В 1, что и фиксирует начало массового проникновения восточных степных племён в среду древнеземледельческого населения.
На основании известных сейчас данных определенно можно говорить о двух качественно различных этапах во взаимоотношении скотоводческих и земледельческих обществ.
Первый этап соответствует первой половине среднего Триполья - Кукутень А-Триполье В 1 и характеризуется военной ситуацией, вызванной появлением и проникновением скотоводческих племён в глубинные районы земледельческого ареала. О военной ситуации свидетельствует: преобладающее расположение поселений этой поры в естественно-укреплённых местах, повсеместное распространение искусственных фортификационных сооружений, многочисленные зафиксированные случаи гибели поселений от пожаров, а также чрезвычайно высокий процент наконечников стрел, дротиков и иных видов оружия среди инвентаря поселений. <...> Важно обратить внимание, что с восточной стороны в этом процессе прямо или опосредованно участвовали и весьма отдалённые от ареала культуры Триполья общности Подонья, Предкавказья и нижнего Поволжья. На это указывает карта распространения тех же зооморфных скипетров или роговых псевдопсалиев. Достоверно фиксируются в частности контакты Трипольской культуры с носителями культуры Майкоп: флажковидные наконечники стрел майкопского типа из курганных погребений у Костешть и Красное, топор-клевец также майкопского типа с поселения Веремье.
В отличие от первого, второй этап во взаимодействии пришлого скотоводческого и местного земледельческого населения приходится на вторую половину среднего - конец энеолита - Кукутень АВ-Триполье В 2,СУ 1 и характеризуется снятием военной ситуации. <...> О смене военной ситуации свидетельствует постепенное исчезновение в эту пору искусственно укреплённых поселений. Зафиксированные на отдельных поселениях культуры Кукутень этой поры и культуры Чернавода 1 укрепления забрасываются и застраиваются жилищами. Это было время повсеместного распространения больших, и в том числе гигантских открытых поселений. Вместе с исчезновением фортификационных сооружений, резко падает численность оружия, в особенности наконечников стрел и дротиков, исчезают зооморфные скипетры и крестовидные булавы".
магнитограмма мегапоселения Майданецкое