Козёл как сабститут быка.

Sep 20, 2021 10:54

Автор блога Old European culture в статье "Iranian goat of rain" ("Иранский козёл дождя"), указывая на обложку книги,



говорит, что перед нами изображение мачоподобного или брутального (virile) "козла дождя", стоящего между двумя зигзагообразными линиями, символизирующими текущую воду.

И затем он седлает своего любимого календарно-климатического "конька" и трактует это изображение как "календарный маркер, возвещающий о начале зимы и сезона дождей в Месопотамии и Западном Иране". Типа, начало зимы совпадает с сезоном спаривания козлов-ибексов (октябрь/ноябрь).

В XlX веке в среде европейских просвещённых культурологов и религиоведов тоже было такое "поветрие" - толковать мифы как погодные явления. Жан Батист Перес высмеял этих горе-толкователей, их методами доказав, что Наполеон никогда не существовал, а миф о нём является отголоском древних солярных культов. (См. Почему Наполеона никогда не существовало, или Великая ошибка - источник бесконечного числа ошибок, которые следует отметить в истории XIX в.)

Похоже на то, что автор блога Old European culture решил продолжить европейскую традицию XlX века, объясняющую древние культы как почитание природных стихий - солнца, дождя и пр.

Зигзагообразные линии - это, конечно, символы вод. В этом никто не сомневается. Но вот вопрос - каких вод? Ведь, кроме всем нам знакомой воды H2O существуют (в мифах) и загробные воды. Все наверно слышали о загробной реке Стикс, через которую Харон перевозит на другой берег души умерших людей. В записи " Символика волнистых линий на дольменах" я уже говорил об этом и приводил соответствующие изображения. Здесь приведу ещё одно.



Дольмены - это родовые усыпальницы, или, проще говоря, гробы. Логично, что на гробах древние изображали именно загробные воды, а не струи дождя из облаков.

Теперь второй вопрос - а при чём тут козёл?

Очевидно, козёл тут тоже "загробный", а не живой, пасущийся на альпийских лугах. Я обратил внимание на его змеевидную бороду. Ладно, я ещё могу поверить, что козлиная борода может приобрести такую форму, но я ни за что не поверю, чтобы у брутального козла был такой пенис, в визе буквы "зю". А между тем мы знаем, что змеи живут в норах под землёй. Значит, это опять же угазание на подземный загробный мир.

На то, что козёл - "загробный", указывают и знаки вечной жизни под его рогами.







Автор блога Old European culture называет этот знак "цветком".





А вот такие же "цветочки" мы находим на крито-минойском саркофаге из Агиа-Триада.



Кстати, если уж мы заговорили о Крите, то здесь можно вспомнить и бычка с лабрисом между рогами.



В другой своей статье, "A vessel from Tepe Hissar", автор блога Old European culture приводит изображение сосуда с козлом и лабрисом.



Vessel from Tepe Hissar, a prehistoric site, continuously occupied between 5th to the 2nd millennium BC, Northeastern Iran.

Значит, козёл соответствует быку, а лабрис между рогами быка соответствует "цветку" между рогами козла. Тем более что лабрис очень часто изображается в виде растения, произрастающего из головы быка.



Лабрис - символ (вечной) жизни, бабочка-душа, "выпархивающая" из тела при смерти.

И, в заключение, мы видим крест в сочетании с рогами козла, а лабрис как раз имеет крестообразную форму.









козёл, символика, лабрис

Previous post Next post
Up