Про "холерные свадьбы".

Sep 19, 2021 17:05

Гомер в "Одиссее" говорит от имени бессмертных богов-олимпийцев:

"Странно, как люди охотно во всём обвиняют бессмертных!
Зло происходит от нас, утверждают они, но не сами ль
Гибель, судьбе вопреки, на себя навлекают безумством?"

В принципе, жизнь на планете Земля существует благодаря некоему равновесию природных стихий, которое мы назвали бы порядком, или законом. Обычно с моря на сушу дуют ветры, нагоняют стаи туч, идут дожди и текут реки. Жизнь процветает и изобилует всевозможными плодами. Но, при нарушении равновесия, могут быть засухи или потопы, и тогда биологическое разнообразие сокращается до самых простейших форм.
И вот что удивительно: мы знаем, что, например, волки "кушают" зайцев, но при этом кажется нигде не было замечено, чтобы хищные животные истребили всех травоядных. Да это и заметно по тому, что т. наз. "дикая природа" (wild nature) буквально "кишит" многообразием биологических видов. Однако там, где появляется человек, происходит сокращение и вымирание биопопуляций.



Пётр Чаадаев верно заметил, что из всех существ один человек способен просвещаться беспредельно: в этом и состоит его превосходство над всеми созданиями. Но у этой особенности человека есть и своя негативная сторона, "обратная сторона монеты": из всех существ только человек способен бесконечно и беспредельно обогащаться, и ради этого он может опустошить всю Землю.

" Всё зло от чрезмерности", - я уже об этом говорил.

Что всякая чрезмерность есть нарушение справедливости, о том знают почти все (ну, или интуитивно догадываются, смутно чувствуют). Именно это знание приносит муки угрызения совести.

И, когда происходит некое стихийное бедствие, люди воспринимают его как нарушение природного равновесия, вызванное человеческими грехами. А грехи - это разные формы чрезмерности: чрезмерной грубости и жадности, чрезмерной глупости и недальновидности, чрезмерного эгоизма и бессердечия. Тогда люди пытаются как-то компенсировать свои "грехи", "замазать" их каким-то великодушным поступком.

В этом отношении любопытно взглянуть на т. наз. "холерные свадьбы" в иудейской среде.

Как говорит o_aronius, "одной из еврейских анти-эпидемических практик являются т.н. холерные свадьбы, когда на городском кладбище община устраивала свадьбу двух маргиналов, имевших мало шансов создать семью: сирот, инвалидов, нищих… (В идеале жених и невеста обладали сразу несколькими «достоинствами»). Этот обычай возник в середине XIX века, по инициативе «мирян», прежде всего благочестивых женщин. Первое время некоторые раввины пытались бороться с подобными свадьбами, но потом махнули рукой и даже начали находить этому оправдание и обоснование.

Самое известное описание холерной свадьбы мы находим у классика идишской литературы Менделе Мойхер-Сфорима:

Глупская община в большом смятении хватала несчастных, калек, убогих, нищих и на кладбище среди могил венчала их с первыми попавшимися девицами, чтобы таким образом унять эпидемию. В первый раз община женила знаменитого безногого Ионтла, который передвигается на сиденье при помощи двух деревянных колодок. Его обвенчали с известной нищенкой, той, у которой зубы как копыта и нет нижней губы. Холера, конечно, испугалась этой молодой четы и после того, как с перепугу побила в Глупске множество людей, схватила ноги на плечи и поспешила убраться… Во второй раз выбор пал на Нохумцю, глупского юродивого, известного дурачка. Дурачок этот на кладбище при всём честном народе покрыл голову девице, у которой голова с самого детства была, с позволения сказать, покрыта «венцом»[1] и о которой в городе говорили, что она гермафродит. Народ, говорят, на этой свадьбе здорово повеселился, люди приятно провели время и на радостях выпили среди могил уйму водки. «Ладно, - говорили они, - ничего! Пусть плодятся дети Израиля холере назло, пусть множатся, пусть и нищие поживут в своё удовольствие…» Но не в этом суть!

Однако насмешки Менделе и других просвещенцев пропали в туне. Холерные свадьбы устраивали и в начале ХХ века - например, в Иерусалиме (на фото). Причём не только против холеры, но и против других эпидемий".



И далее o_aronius приводит дневниковую запись главы варшавского юденрата Адама Чернякова от 27 октября 1941 года:

"Я получил от раввинов следующую письменную просьбу: "Поскольку эпидемия, бушующая в нашем городе, распространяется изо дня в день, мы предлагаем организовать за государственный счёт в качестве умилостивительного религиозного обряда на кладбище церемонию бракосочетания между холостяком и девой, оба из которых бедные люди, сразу после приближающегося Дня искупления. Этот обряд был изучен и проверен и с Божьей помощью, несомненно, будет эффективен в борьбе с эпидемией".

Это постановление было согласовано на заседании Совета раввинов 28 сентября 1941 года. В послевоенных мемуарах Манус Ядушливый вспоминал о свадьбе в 1942 году в селе Базалия Теофипольского района Хмельницкой области. Никакой эпидемии не упоминается, и на самом деле мотивом, похоже, была не болезнь, а нацистские гонения, которые, по словам "одного из стариков", были вызваны тем, что евреи отошли от религии и разгневали Бога" ( Источник).

На что тут нужно обратить внимание? Бракосочетание между холостяком и девой, оба из которых бедные люди, предлагается провести за государственный счёт в качестве умилостивительного религиозного обряда. То есть, очевидно, что здесь люди пытаются как-то "замазать" несправедливость, которая творится в их обществе. Всякого рода убогие калеки и нищие не имеют возможности жениться и выйти замуж, особенно в иудейской среде, в "обществе Господнем", помешанном на ритуальной чистоте. Но при "форсмажорных" обстоятельствах они готовы женить даже тех, у кого "раздавлены ятра или отрезан детородный член".

Здесь мне припоминается описанный Василием Розановым древний вавилонский обычай. Ежегодно в определённый день на площади у храма собирались все местные женихи и невесты. Жрец выбирал самую красивую невесту и назначал за неё самую высокую цену. Её "покупал" самый богатый жених. Затем жрец выбирал следующую невесту, чуть менее красивую, и назначал за неё меньшую цену. Так он распродавал всех невест. Но при этом оставались ещё и "дурнушки", которых никто не хотел брать замуж. Тогда жрец предлагал деньги, которые он выручил при "продаже" красавиц, в качестве приданого за "дурнушек"; за самую некрасивую давали столько же, скользо брали за самую красивую. Таким образом, абсолютно все вавилонянки выходили замуж, и никто не оставался в "старых девах".

Вот это, по-моему, - пример справедливого религиозного обряда. Но ведь далеко не везде и не всегда так поступают люди. Хотя везде и всегда они знают (или чувствуют "нутром"), "что такое хорошо и что такое плохо".

Удивительно при этом то, что когда людям хорошо, они начинают дурковать, "свинячить", а когда им становится плохо, они пытаются вести себя хорошо и стараются как-то "искупить" своё дурное поведение.

Кстати, тут ещё припоминается " самый позорный обычай у вавилонян". А не потому ли таким странным образом поступали вавилонянки, что они тем самым пытались "компенсировать" своё эгоистичное поведение? Хотя бы один раз пожертвовать свою красоту какому-нибудь дурачку-юродивому, чтобы не пришлось потом организовывать "холерные свадьбы"...
---------------------------------------------------------------------
[1] Т. е. паршей.

евреи

Previous post Next post
Up