Автор блога Old European culture в статье "
Дом костей" пишет:
"В ноябре 2019 года археологи, ведущие раскопки в хеттском городе Сапинува (Sapinuwa), важном военном и религиозном центре империи хеттов 3 500 лет назад, обнаружили череп и бедренную кость, предположительно относящиеся к хеттскому периоду...
Находка костей имеет большое значение, поскольку хетты кремировали и, похоже, прятали останки своих умерших. Именно поэтому до сих пор не найдено ни одной царской гробницы, принадлежавшей хеттским царям, и обнаружено очень мало скелетных останков хеттов...
Тот факт, что не было найдено ни одного хеттского царского захоронения, действительно очень интересен. В хеттских текстах говорится о "каменном доме (É.NA4) богов", который был местом, куда приносили кости умерших хеттских царей и цариц после церемонии кремации... Это царское кладбище, или царский мавзолей, вероятно, было местом упокоения всех членов царской семьи. Но проблема в том, что никто не знает, где находилось это царское кладбище или царский мавзолей...
Однако есть сведения, что оно находилось в
Язылыкае, естественном скальном обнажении, которое было главным святилищем хеттской столицы
Хаттусы...
Реконструкция святилища Язылыкая.
Язылыкайя означает "скала с надписями", потому что здесь находится самая важная группа религиозных наскальных рельефов, сделанных хеттами. Только на одном из рельефов изображена процессия из 12 богов подземного мира...
Так что, если где-то в Хеттском царстве и был "каменный дом богов", то это мог быть именно он...
Язылыкая - это место, где, по мнению некоторых археологов, например, Чарльза Берни в его "
Историческом словаре хеттов", находился таинственный "дом Хести"...
Что представлял собой этот "дом Хести", до сих пор остаётся предметом споров. Хеттское "хести", означающее "ритуальное место", приравнивается к греческому алтарю, и в этом смысле указывает на наличие огня, очага, который и содержался в "доме Хести"...
Был ли этот очаг просто ритуальным очагом, где готовились подношения для богов и приносились им, как это было принято у хеттов?
Или же этот очаг был также очагом погребального костра, где кремировали тела царей и цариц? Палаты, комнаты Yazılıkaya - это открытые дворы, где погребальный костёр мог быть зажжен без проблем... Как видно на этой карте святилища из статьи "
Hattusa: sacred places near Büyükkaya, Ambarlikaya and the Budakŏzŭ", написанной
Joost Blasweiler:
Когда тело кремируют, среди пепла остаются только крупные кости и иногда череп. Именно эти кости помещались в "каменный дом богов"...
На хеттском языке кости назывались "хастай". Существует даже поздний хеттский термин "хастияс пир", означающий "дом костей"... Поэтому некоторые лингвисты предполагают, что "дом Хести" - это "дом костей", место, куда складывали кости членов хеттской царской семьи после извлечения из погребального костра...
Этот дом "Хести", дом, где хранились кости хеттских царей и цариц, был важным культовым местом, которое имело постоянных служителей, жрецов... Что неудивительно, зная, насколько важен был культ предков для хеттской царской элиты...
Даже останки царей, умерших вдали от Хаттусы, позже привозили в Хаттусу, чтобы они могли жить со своими родственниками. Это было и остается практикой во всем мире, когда королевских особ хоронят всех вместе. Обычно рядом со столицей и тронным залом...".
Хм, - я подумал, - а почему бы не предположить, что "дом Хести" - это "дом Гестии", богини жертвенного огня? Имя Гестии означает «очаг, жертвенник». Ксенофонт в
Киропедии писал, что Кир Великий приносил жертвы сначала Гестии, затем владыке Зевсу, а затем любому другому богу, которого предлагали волхвы. Ответственность за домашний культ Гестии обычно ложилась на ведущую женщину в доме, хотя иногда и на мужчину. Обряды Гестии у очагов общественных зданий обычно проводились должностными лицами; Дионисий Галикарнасский свидетельствует, что пританей греческого полиса или общины был священным для Гестии, которой служили самые могущественные государственные чиновники.
Мы знаем, что хетты были завоевателями и составляли военно-княжескую "элиту" среди завоёванных ими хаттов. Соответственно, хатты-"аборигены" составляли большинство населения. Отсюда понятно, почему историки считают, что большинство хеттских божеств было заимствовано от хаттов. Например, центральным (главным) божеством в
Аринне была богиня Солнца
Вурунсему. Бог Грозы (её супруг) был на втором месте. Далее следуют дочери Мецулла и Хулла, затем внучка Цинтухи. Вероятно, от хаттов к хеттам перешёл и культ оленя. Многочисленные изображения солнца между рогами оленя можно сравнить с крито-минойским лабрисом между рогами быка.
Кстати, богиня Гестия считается основательницей Кносса. И вот удивительное совпадение: на Крите также не находят царских останков (если они были), как и в стране хеттов.
Можно предположить, что богиня Гестия имела до-индоевропейские корни и была одинаково почитаема и у крито-минойцев, и у хаттов, которые имели
понтийский подтип средиземноморской расы. Кстати, знаменитая крито-минойская "
парижанка" напоминает длинноносых солдат Хатти.
Сегодняшняя тема перекликается со вчерашней
статьёй о сжигании поселений культуры Триполья. Может быть и там умерших предков сжигали на ритуальном кострище богини жертвенного огня? Может быть у трипольцев каждый дом был "домом Гестии"?