Б.Х. Бгажноков в монографии "Культура чашевидных знаков Евразии" (Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2016) приводит изображение чашечного камня (чашеницы) перед аллеями менгиров Ла-Менек близ г. Карнак (Бретань, Франция).
Очень интересно. Эта чашечница напоминает мне ритуальные бассейны для священных омовений перед входами в древние храмы (См.:
О девности иудейской миквы.)
Раковина для ритуального мытья рук у входа в
синагогу Рамбан.
Но чашечница в Карнаке, конечно, гораздо "круче" этой раковины с водопроводным краном. Там, по-видимому, нерукотворные чашевидные углубления в камне, опять же с нерукотворной "небесной" влагой, а тут всё искусственное, человеком сработанное.
Но самое интересное в том, что чашевидные углубления для сбора влаги обнаружены на покровных плитах дольменов.
"Чаще всего встречаются отдельные гробницы, покровная плита которых усеяна чашевидными углублениями средних размеров. Имеются, кроме того, дольмены, высеченные в скалах, на вершине которых находится чаша, созданная самой природой", - говорит Б.Х. Бгажноков.
Чашечные углубления на покровной плите дольмена Шапсугский на реке Адегой, Западный Кавказ, Краснодарский край.
Углубления на покровной плите дольмена близ г. Фаннеруп, провинция Сконе, Швеция (из книги Р. Форрера).
Два ряда углублений на вершине скалы, в которой высечен корытообразный дольмен, хребет Солоники, Лазаревский район, Краснодарский край.
Что делали с водой, собранной на поверхности этих надгробных плит? Использовали её в ритуальных омовениях? Или использовали её в целительных практиках? А может ею "причащались" миру предков при посещении гробниц? До недавнего времени в Корее бездетные женщины выпивали воду из чашевидных углублений на покровных плитах дольменов, чтобы забеременеть, облегчить роды [1]. Вода, как известно, носитель жизни. Чувствуется, что сказочная "живая вода" где-то очень близко к этой воде.
Интересно, что в современном православии имеется и культ "св. мощей", и культ "св. воды", - всё, как в древнейшей религии мегалитов. Андрей Кураев (
diak_kuraev) в своём блоге разоблачает эти, как ему кажется, проявления язычества в христианстве. А я считаю их составной частью Традиции. И думаю, что здесь голое "отрицалово" Кураева не сработает. Тут не критиковать надо, а отделять "зёрна" от "плевел", искать первоначальные (примордиальные) духовные смыслы и отсеивать всякого рода позднейшие "наслоения"-суеверия. Собственно, я-то как раз и занимаюсь "отделением мух от котлет".
--------------------------------------------------------------------------------------
[1] Кондряков Н.В. Тайны сочинских дольменов. Майкоп, 2010. С. 81.