Осколки "священного матриархата" на Дальнем Востоке.

Jun 24, 2021 12:34

На берегу озера Удыль в руки специалистов попали фрагменты керамики Вознесеновской культуры (кон. III - сер. II тыс. до н. э.). На одном из них ясно прослеживается древняя символика Инь-Янь.



Источник картинки.

Очень похоже на орнаменты Кукутени-Трипольской культуры.

А это - рельефный орнамент на сосуде Малышеской культуры (втор. пол. Vll - рубеж lV - lll тыс. до н. э.). Малышевская культура была истоковой формой Вознесеновской культуры.



Сосуд (высота 34 см) со спиралевидным узором (слева) и прорисовка сосуда (высота 21 см, показана внешняя поверхность и толщина стенки и дна - 0,5-0,8 см) с концентрическими спиралями и рыбкообразными фигурами. Малышевская культура. Сучу. Источник картинки.

Можно было бы подумать, что этот сосуд из Эгеиды, если не знать, что он был найден в Приамурье на Дальнем Востоке.

Из статьи В. Е. Медведева "Глиняное совершенство амурского неолита":

"Главными объектами поклонения у неолитического населения Нижнего Приамурья (судя по иконографии керамических находок) были рыба, птица (сова), тюлень, змея (полоз). Большинство из этих религиозно-мифологических персонажей полностью или частично представлены на самых ярких личинах и изображениях на сосудах вознесеновской культуры. Прежде всего следует назвать шедевр вдохновенных гончаров неолита - известнейшую личину (скорее всего, образ Женщины-родоначальницы, Хозяйки неба, воды и земли), изображённую на обломке (размером 21,6×18,6 см) сосуда данной культуры, который был найден А. П. Деревянко и А. П. Окладниковым у с. Вознесенское".



Справа: фрагмент сосуда с изображенным синкретическим ликом Женщины-прародительницы. Различимы: контур личины, нос, рот, на лбу треугольная фигура - женский символ; глаза - в виде стилизованных большеголовых рыб; рельеф над глазами (надбровные дуги) в форме летящей птицы (анфас) с широко распростертыми крыльями; ромб на шее, трактуемый в археологии и этнографии чаще как символ солнца; тюлень - ласты с пальцами, соединёнными перепонками. Таким образом, лик объединяет изображения женщины, птицы, рыбы, солнца и тюленя.

Всё это очень знакомые нам мотивы, свидетельствующие о том, что "священный матриархат" существовал в своё время и на Дальнем Востоке.

керамика

Previous post Next post
Up