Некоторые антропологи считают, что церемонии юношеских инициаций были предназначены для создания адекватной замены таинств посвящения у девушек. К посвящаемым юношам во время инициации применялись все те табу, которые до этого применялись только к женщинам в период менструации.
Как считает М. Ф. Эшли-Монтегю, мужчины однажды заметили, что женщины избавляются от "дурной крови" при менструациях, и они попробовали их имитировать, нанеся рану мужским гениталиям, которая должна была сделать мужской половой орган похожим на женский. Таково происхождение и таков первоначальный смысл обряда обрезания мальчиков.
Вслед за обрезанием, осуществляемым в обряде посвящения, с некоторым интервалом - пять-шесть недель у Арунта, два-три года у Караджери - следует ещё одна операция - подрезание (subincision) полового органа, то есть рассечение нижней части пениса, в результате чего в уретре образуется постоянная щель. Кровь для совершения религиозных церемоний аборигены берут именно из своих мужских "влагалищ"; они вновь вскрывают свои старые раны и заставляют их кровоточить. Эта кровь из отверстия у основания пениса является эквивалентом менструальной крови женского влагалища.
Подрезание (субинцизия) у австралийских аборигенов Мардуджара. Один из старейшин сидит на груди мальчика и держит его пенис. На церемонии присутствуют певцы и плакальщики. Небольшой деревянный стержень вставляется в уретру в качестве подложки для ножа. Ножом делается разрез с нижней стороны пениса от уздечки до мошонки. После субинцизии мальчик некоторое время стоит над огнем, чтобы кровь капала на него. Теперь мальчику придется приседать во время мочеиспускания, как это делают женщины, потому что моча будет выходить через основание пениса, не доходя до уретры.
"И. Винтхойс указывает, что цель операции - символическое придание посвящаемому женского полового органа, цель которого - сделать его похожим на божества, которые, как считает этот автор, были бисексуальными.
У. Е. Рот отмечал, что в Центральном Квинсленде племена Питта-Питта и Боу-Биа уподобляли рану, полученную посвящаемым при рассечении полового члена, женскому половому органу и называли неофита, прошедшего эту операцию, «тот, у кого есть женский половой орган». Изучая культ Кунапипи на севере Австралии, Р. М. Берндт даёт похожую интерпретацию: «Символически, неофит обладает после операции мужским и женским половыми органами, необходимыми для оплодотворения».
Заметим, что РИТУАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕОФИТА В ЖЕНЩИНУ во время посвящения весьма распространена в различных культурах. Так, у Массаев, Нанди, Нуба и других африканских племён неофитов переодевают девушками, а у южноафриканского племени Сотхо девушки во время посвящения носят мужскую одежду. Новички, проходящие обряд посвящения в общество Ариори на Таити, одеваются женщинами. В. Шмидт и П. Вирце утверждают, что ритуальное превращение в женщину практикуется при обряде посвящения в Новой Гвинее, а Хаддон обнаружил то же в Проливе Торреса.
Религиозный смысл всех этих обычаев кажется нам следующим: они дают больше шансов получить качества, характерные для нового существа, объединив в нём мужские и женские признаки, и таким образом достичь символической тотальности. В мифическом мышлении прежде, чем стать индивидуальным, необходимо стать тотальным. Двуполость рассматривается как высшее состояние по отношению к каждому полу в отдельности, ибо оно воплощает тотальность, а следовательно - совершенство".
(Мирча Элиаде. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения.
Источник.)
Здесь интересно то, как у австралийских аборигенов понимается мужская духовность. Как ритуальное "превращение" в женщину. Так или иначе, но после подрезания полового органа мужчина уже не является стопроцентным "мужиком"-мачо, он становится "муже-женщиной".
Интересно, что в чукотском шаманизме известна категория "мягких" мужчин. Иногда случается так, что во время инициации с шаманом-мужчиной вступает в связь не женский, а мужской дух. В таком случае мужчина вынужден менять свой пол, чтобы "подстроиться" под духа. Он постепенно преображается в женщину.
На первом этапе шаман, повинуясь приказу Кела (Духа, с которым он вступил в контакт), начинал по-женски причёсывать волосы и заплетать косы. На втором этапе он переодевался в женские одежды, нередко оставляя при этом свою бороду, имевшую, как считалось, магическую силу. Третий этап - рождение «мягкого человека». При превращении юноша-шаман усваивал все привычки и навыки женщин, вплоть до родов. У чукчей, а также у азиатских эскимосов рассказывают о таких «мягких людях», которые, являясь от рождения мужчинами, благополучно рожали детей от своих духовных "супругов".
Ну так вот. По-моему, "мягкие люди" чукотского шаманизма - это лишь крайняя, экстремальная степень того процесса, который имеет начало в обрядах австралийских аборигенов. Очевидно, аборигены не имели в виду достижение такого перерождения, чтоб мужчины усваивали все привычки и навыки женщин. Но для нас важно то, что они, в своём духовном развитии, подражали женщинам.
У дакота слово Wakan помимо значений "духовный", "чудесный" имеет ещё одно: "менструальный". Шаманки и знахарки других народов черпают в менструациях колдовскую силу. В Западной Африке, среди народа догон, бытует миф о том, как одна женщина подобрала юбку Матери-Земли, запятнанную менструальной кровью, и стала носить, что дало ей огромную власть над мужчинами. Мужчины же установили господство над женщинами, похитив юбку...
P. S. В качестве дополнения-"бонуса" могу предложить африканские нательные маски, изображающие живот беременной женщины. Они обычно используются мужчинами в ритуальных танцах. "Маска, будучи связана с преображением и трансформацией, служит средством сокрытия преобразования, которое должно быть скрытым от взгляда. Эта сокровенность помогает «тому-что-есть» стать «тем-чем-хотелось-бы-быть». Во многих языках мира слова, обозначающие маску, переводятся как «второе лицо»" (
Источник).