К. А. Феофанов в статье "
РОССИЙСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ ВЛАСТЬ В ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЛЮБВИ-СТРАСТИ" делает важнейшее замечание касательно эволюции (или инволюции?) брака (от глагола «брати» - «брать»).
"Капитализм нивелирует многие тысячелетия существовавшие гендерные различия, превращая людей, мужчин и женщин в субъектов и объектов производства и потребления, впервые в человеческой истории уравнивая их в правах и обязанностях перед законом и многих - до середины ХХ в. ещё не всех - нормах общественной морали. Женская эмансипация, уравнивание мужчин и женщин в правах с развитием капиталистических отношений - одна из самых масштабных трансформаций в человеческой истории явно недооценивается историками, культурологами и социологами".
Да, современная экономика обезличена и деперсонифицирована в максимальной степени; товар, к примеру, производится в Китае на роботизированных конвейерах, а продаётся в США. Производитель заинтересован в том, чтобы деньги имели при себе не только мужчины, но и женщины. А женщина при деньгах - это совсем не то, что русская баба-крестьянка XlX века, живущая "за мужем". Кстати, такая деревенская баба показана в фильме "
Три тополя на Плющихе". Все деньги до копейки за проданную в Москве ветчину - мужу, детям - школьную форму и карандаши, а себе - ничего.
Значит, неправы те, которые говорят о каком-то особом "советском матриархате". В СССР был государственный капитализм, и в целом, несмотря на отдельные "вывихи", в стране развивались те же отношения, что и повсюду в мире. Уравнивание мужчин и женщин в правах - общемировой процесс, и он связан с либерализацией экономики. На удовлетворение женских "хотелок" работают множество компаний, и они заинтересованы в том, чтобы женщины сами покупали себе разные "фенечки", а не ждали, когда муж соизволит купить.