Круг Брошторффа на мальтийском острове Гоцо ещё в XIX веке представлял из себя типичный кромлех - круг из стоящих на голом поле камней. Такие мегалитические памятники типичны для Франции и Британии. Разновидностью такого кромлеха является и Стоунхендж. Но если на севере таких памятников огромное количество, то для Средиземноморья они совсем не типичны. Тем не менее, на о. Мальта существовал свой кромлех.
Самое интересное в этом круге то, что в земле под ним находился «Гипогей», подобный тому, что был найден в Хал-Сафлиени.
Насколько я понимаю, от кромлеха ничего не осталось из-за раскопок "археологов" XlX века. Круг Брошторффа был впервые обнаружен в 1820-х годах Отто Байером, вице-губернатором острова Гозо. Он же и спонсировал раскопки. Нанятые им мужики разворотили и изуродовали до неузнаваемости всё место, причём не сохранилось ни находок, ни документов.
К счастью, бродячий мальтийский художник Шарль Брошторфф сделал несколько набросков во время этих грабительских раскопок. Его акварели и гравюры изображали место раскопок с монолитными каменными монументами, окружавшими огромную дыру в центре.
Акварель Шарля Брошторффа 1825 года.
Эти рисунки и послужили отправной точкой для археологов под руководством Джо Аттардо заново открыть в 1987 году подземный «Гипогей».
В отличие от большого Гипогея Хал-Сафлиени на Мальте, который состоит в основном из искусственных резных камер, катакомбы Брошторффа на Гозо представляют собой в основном серию естественных пещер с многочисленными искусственно вырубленными проходами.
Погребальный комплекс под Кругом Брошторффа использовался в течении 1500 лет - это период, охватывающий несколько этапов эволюции мальтийской религии. И все эти этапы отразились в найденном склепе. В ранний период ок. 4000-3500 лет до н.э. погребальные ритуалы были самыми примитивными: умерших помещали в общие камеры, которые находились либо в пещерах, либо в нишах, вырубленных в скале. В каждой камере могли находиться члены одной семьи.
Погребальные обряды носят следы вторичного захоронения, когда от умершего оставались лишь кости, его повторно перезахоранивали в другом месте, либо намеренно снимали плоть с костей. Об этом говорит тот факт, что кости умерших были обильно покрыты красной охрой, чего нельзя было проделать сразу после смерти.
Позднее строители закрыли вход в пещеру стеной и направили вход на восток. Таким образом, они объединили некрополь с мегалитическим храмом Джгантия (ок. 3600-3200 гг. до н.э.), расположенным в 300 метрах от него. Внутри пещер строители установили каменные конструкции. Ниши и небольшие пещеры были разделены парами вертикальных камней и грубыми стенами, которые создавали дополнительные, закрытые места для захоронений. В центре главной пещеры мальтийские строители установили мегалитические плиты полукругом, в центре которого находилась огромная резная каменная чаша. Тела хоронили вокруг этого центрального святилища.
Единственными погребальными предметами у этих людей были небольшие, тщательно смоделированные керамические статуэтки тучных женских фигур.
Рядом с каменной чашей в мегалитическом святилище была обнаружена уникальная каменная скульптура. Скульптура изображает прекрасно вырезанную и раскрашенную пару тучных фигур. Они сидят на замысловатой резной кровати, выкрашенной красной охрой, на которой снизу видны плетёные стойки, а сверху - криволинейные узоры. Они носят знакомые плиссированные юбки, выкрашенные в чёрный цвет, как у культовых фигур Мальты. Голова одной фигуры украшена стрижкой, которая включает в себя косичку сзади. У другой фигуры голова отсутствует. Обе фигуры держат на коленях предметы: одна, видимо, ребёнка, другая - чашку.
Да, точно такая же юбка и у гигантской статуи богини, от которой, к сожалению, остались одни лишь ноги.
Ну вот, значит, кромлехи связаны с погребальными практиками. В том числе и знаменитый Стоунхендж. Может быть в земле под ним тоже находится свой «Гипогей»?
По материалам «The Death Cults of Prehistoric Malta» by Caroline Malone, Anthony Bonanno, Tancred Gouder, Simon Stoddart and David Trump.
Источник.