Материнский род у аканов.

Mar 27, 2021 07:46

Многие народы тропической Африки сохранили традиционное общественное устройство, и мы, присматриваясь к их социальной организации, можем глубже понять, что такое род.

У западноафриканских аканов (ашантийцы, фантийцы, ачемцы, аквапимцы и др.) род состоит из трёх "кругов" - абусуапон, абусуа и яфуну, которые представляют собой, по сути, подразделения матрилинейной родовой организации.

Рассмотрим подробнее весьма репрезентативный аканский материал, как он представлен у В. А. Попова в его статье "КОНЦЕПТЫ «РОД» И «РОДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»: ОПЫТ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ ДЕФИНИЦИЙ".



Источник картинки.

Абусуапон - это экзогамное, нелокализованное подразделение, объединяющее кровных родственников, которые ведут своё происхождение от реальной или мифической прародительницы. Слово абусуа - синоним моджа («кровь»); у ашантийцев есть даже пословица: «Одна абусуа - одна кровь». Членами абусуапон являлись все кровные родственники по материнской линии, и членство это не могло быть утеряно. Исключение составляли только те, кто был отлучён от абусуапон. Правило экзогамии соблюдалось очень строго, и брак между членами одной абусуапон считался инцестуальным. В прошлом нарушители экзогамии наказывались смертью, ныне ограничиваются отлучением и принесением в жертву овцы.

Каждая абусуапон имеет своё название, девиз и тотем или несколько тотемов. Тотемом обычно служит какое-нибудь животное (леопард, лиса, дикий кот, собака, буйвол и др.), птица (попугай, сокол, гриф, ворона), рыба, пресмыкающееся (лягушка, красная змея), растение (плантен, стебель кукурузы) и даже пальмовое масло и красная глина. Эпоним запрещалось убивать и употреблять в пищу, следовало также стараться всячески избегать встречи с ним.

Все члены одной абусуапон, как живые, так и умершие (предки), обладали одинаковыми правами и обязанностями. Oни несли коллективную ответственность за преступления и долги друг друга, имели право пользования землями, принадлежащими их абусуапон. Они также должны были придерживаться определённых норм поведения. Идеологическое единство членов одной абусуапон проявлялось также в некоторых обрядах и в общем культе предков.

Таким образом, основными компонентами абусуапон являются несколько поколений родственников (живых и умерших), связанных между собой экзогамией и матрилинейным счётом родства, а также одинаковыми правами и обязанностями, общим культом, обрядностью и символикой (имя, тотем, девиз), т.е. корпоративностью.

Каждая абусуапон состояла из локализованных сегментов - абусуа [1], включавших в себя родственников по материнской линии, которые прослеживали свою генеалогию в среднем на 4-5 поколений к одной прародительнице. Они часто называют себя потомками конкретной прародительницы, но особых названий у абусуа нет.

Абусуа представляла собой реальный коллектив людей, который имел свою землю, постройки, орудия труда, праздничную и церемониальную одежду, различные украшения и другие ценности. Все члены абусуа несли коллективную ответственность за поступки друг друга, а отказ в доверии и поддержке кому-либо из членов абусуа считался большим наказанием и применялся только как чрезвычайная мера. Одним из наиболее ярких выражений единства и солидарности членов одной абусуа были похороны умершего члена. В течение этой церемонии они соблюдали траурные табу и поровну оплачивали все расходы. У фантийцев в связи с этим есть соответствующая поговорка: «Члены абусуа - это те, кто делит затраты на похороны» (Christensen 1954: 20). Каждая абусуа имела своё кладбище или особое место на общем кладбище селения.

Во главе абусуа стоял абусуапанин (панин - «старший»), которого пожизненно выбирали на общем собрании всех членов. Абусуапанин руководил хозяйственной, бытовой и ритуальной деятельностью своей абусуа. Он являлся хранителем и распорядителем земель и другой собственности, организатором совместных мероприятий (похорон, праздников), арбитром в спорах между членами абусуа, а также представлял интересы своей абусуа в совете старейшин деревенской общины, в который входили главы всех её абусуа. Как представитель прародителей, он совершал ритуалы, связанные с почитанием предков, которые считаются настоящими хозяевами земли и гарантами благосостояния живущих членов абусуа. Управлял абусуапанин, советуясь со старейшими членами своей абусуа, а главной его помощницей была обаапанин (как правило, сестра абусуапанин), в функции которой входило руководство делами женской части абусуа (браки, разводы, роды и т.д.).

Каждая абусуа состояла из нескольких яфуну (букв. «чрево») - групп матрилинейных родственников, прямых потомков (во втором - третьем поколении) одной женщины или группы женских сиблингов. Яфуну являлся именно тем сегментом абусуапон, который непосредственно распоряжался землёй, принадлежавшей всей абусуапон. Именно в яфуну реализовывались все права и обязанности членов абусуа.

Краткое рассмотрение структуры и функций абусуапон, абусуа и яфуну показывает, что эти социальные институты вполне можно рассматривать как три ступени в иерархии матрилинейной родовой организации, или родовой системы.

В отечественной литературе имеется две схемы синхронного иерархического соподчинения родовых институтов или, в терминах Д.А. Ольдерогге, линии родовых структур. Сам Ольдерогге предложил следующую схему: гpyппa родов - род - подразделение рода - ядро домохозяйства (большой семьи). Н.А. Бутинов выделяет следующие ступени родовой иерархии: клан - сиб (субклан) - род (матри / патрилиния, или линидж). Ранее он различал род и малый род, или патри / матри / амбилинию.

Родовые институты аканов соответствуют следующим ступеням в этих иерархиях: абусуапон - род / клан; абусуа - подразделение рода / сиба (субклан); яфуну - ядро домохозяйства (большой семьи) / род (линидж).

Иерархия Д.А. Ольдерогге отражает представление о разделении первичного большого рода на составные части по схеме: род - подрод - подподрод. Иерархия Н.А. Бутинова фиксирует процесс роста первичного рода в противоположном направлении: род - надрод - наднадрод. Поэтому в первом случае род - это самая первая (высшая) ступень в иерархии родовых институтов, а во втором - последняя (низшая). Однако аканский материал (прежде всего, семантика слов, обозначающих отдельные ступени в иерархии аканских родовых институтов) не совсем соответствует двум прямо противоположным трактовкам механизма возникновения иерархии родовых институтов. Логика языка подсказывает следующее, по сути компромиссное решение проблемы: абусуа - род, абусуапон - надрод, яфуну - подрод.

То есть, родовое устройство общества не соответствует нашим представлениям об иерархии как "вертикали власти". Абусуапон не возвышается над абусуа, как Москва над Урюпинском или как государство над семьёй Ивановых. Потому-то первым условием появления государства является разрушение традиционного родового строя. По сути, государство становится "надродом", а все подданные государя - "подродом", сам же род и родовое самоуправление при этом исчезают.

Если попытаться реконструировать род в современных нашенских реалиях, то подроду соответствует собрание родных и двоюродных (может быть ещё и троюродных, если они "знаются" между собой) братьев и сестёр, дядей и тёток с племянниками и племянницами. Все они происходят от одной бабки по матери. Род уже никак не восстановить, потому что для рода необходим общий тотем, а его взять неоткуда. Но можно провести умственный эксперимент и представить одну деревню, например, "квасниками" (квас - их тотем), а другую, соседнюю деревню - "молочниками". "Квасники" ищут себе невест в деревне "молочников", а "молочники" - в деревне "квасников", потому что сексуальное общение "молочника" с "молочницей" - это инцест. Ну а надрод, в таком случае, это будет нечто в роде казачьего "круга", на котором все собираются для выборов атамана деревни и для принятия всех важных решений.

-------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Формант пон (бан), имеющийся в слове абусуапон, означает «куча, набор вещей». Он добавляется, как правило, тогда, когда необходимо противопоставить абусуапон её сегменту - абусуа.

экзогамия, род, Африка

Previous post Next post
Up