О "спорах" Прокопия Кесарийского.

Mar 20, 2021 17:11

Византийский историк Vl века Прокопий Кесарийский оставил загадочную запись:

«И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными посёлками. Поэтому-то им и земли надо занимать много» [1].

"Нечего и говорить, - пишет М. Л. Серяков в своей монографии "Богини славянского мира" (М. : Вече, 2014. С. 139), - что попытка объяснить имя славян как «рассеянные» является догадкой самого Прокопия, взявшего лишь одно значение данного термина. Само слово «споры» в греческом языке имеет много значений, основными из которых являются «сеяние, посев, семя», а также «дети, потомки». Но чьими же потомками, чьим же семенем считали себя славяне?"

От ответа на данный вопрос Серяков благоразумно уклоняется, зато приводит интересную этимологию слова «споры».

"В древнерусском языке слово споръ означало «обильный», а производные от него понятия спорыш - «увеличивающийся, умножающийся», спорыня - «обилие».

Данный корень оказывается тесно связан и с семантикой числа два: спорыш - «двойчатка» [2].

Дошедшие до нашего времени фольклорные материалы показывают, что в первую очередь спор связывался с хлебом.

В.В. Усачёва отмечает общеславянское распространение представления о чудодейственной силе спорыньи: «Двойной колос (два и более колосьев на одном стебле: рус. двойчатка, житная матка, спорыш, спорынья, супорыжка, царь-колос; бел. диал. блызнета, двачкы, спорышики; пол. parka; болг. клас-цар, житна-матка, близнаци, майка на нивата - Странджа) считается воплощением плодоносной силы, обеспечивающей урожай. В поверьях находка двойного колоса сулила счастье, успех в течение семи лет (укр., пол.), для чего его носили за лентой шляпы (верхне-силез., луж.); девушке предвещала скорое замужество (колос носили при себе, зашив в одежду); парню - женитьбу, замужней женщине - рождение близнецов. В то же самое время у болгар находка двойного колоса предвещала смерть хозяина (Ловеч); в Страндже существовало поверье, что двойной колос мог быть или хорошим, или плохим знаком: если его находили в яровой ржи - это предвещало смерть одного из членов семьи, колос тут же закапывали в землю, если в озимой - это к добру» [3].

На Украине, как отмечает П.П. Чубинский, в ночь на Ивана Купалу искали во ржи два колоса на одном стебле, так называемую «Иванову голову» [4]. Генетически родственные представления мы видим и у западных соседей украинцев: «Поляки Хелмского воеводства в ночь накануне Ивана Купалы разыскивали в злаковом поле двойной колос, считая, что его корень, похожий на человеческую голову, сделан из чистого серебра и способен осчастливить человека, выкопавшего его» [5].

«Приёмы симпатической магии, связанные с двойным предметом, - отмечает Н.Н. Тихоницкая, - ярко выступают в скотоводстве с целью увеличения приплода. В Белоруссии верят: если спорыши, двойные колосья, дать съесть овце, то она родит близнецов. На Волыне, в Головнице двойной колос даётся овцам, чтобы имели близнецов. Такое же поверье существует в Гонлинском районе» [6]. Применительно ко всему восточнославянскому региону такое же поверье констатирует и В.В. Усачева: «Считалось, что двойной колос способствует плодовитости скота: если корова или овца съест его, родится двойня (бреет., гомел., витеб), ср. восточнославянский ритуал скармливания спорыша овцам» [7].

Сама спорина мыслилась как порождающее начало в принципе, что прослеживается уже на лингвистическом уровне: русск. спорожать, спородить означали «рожать, родить, нарождать, народить». Об устойчивом бытовании данного значения в интересующем нас корне свидетельствует и приводимый В.И. Далем фрагмент русской народной песни: «Спородила меня матушка в зелёном саду, под грушею» [8]. С другой стороны, спородить что-либо могло только живое начало, а неживой природе в этой способности было отказано: «Ничего-то вы, горы, не спородили» [9]. Именно это качество спорыньи приводит к тому, что в некоторых текстах её величают «матушкой», что невольно вызывает ассоциации с животворящей способностью Матери Сырой Земли: «На юго-западе России два колоса, выросшие из одного стебля, сросшиеся картофелины, морковины, орехи и т.д. называется «спориной». Считается, что «спорина-матушка попадается к счастью»."

В данной связи нелишним будет вспомнить про любопытные статуэтки культуры Винча, некоторые из которых имеют по две головы.



Культура эта была земледельческая, сельскохозяйственная, и там тоже плодились козочки, коровки... Я, конечно, не собираюсь "выводить" название "споры" из культуры Винча или родственной ей Трипольской культуры, чтобы не уподобиться М. Ю. Видейко (Украина: от Триполья до Антов. - К. : КВІЦ, 2008.), однако, может быть, существует какая-то связь между спорышем-«двойчаткой» и этим двухголовым идолом? Может быть и прежде, 7000 лет назад, существовали сходные поверья о благотворной силе "двоицы"?

Можно, конечно, на этой основе "раскрутить" здесь тему близнечного культа, но у нас пока нет никаких фактов, кроме полёта фантазии.

----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. С. 297-298.
[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1955. С. 297.
[3] Усачёва В.В. Колос // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 555.
[4] Труды Этнографическо-статистической экспедиции в югозападный край. Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. СПб., 1872. Т. З.С. 193.
[5] Усачёва В.В. Корень // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 596-597.
[6] Тихоницкая Н.Н. «Спорина» в жатвенных обрядах и песнях, преимущнно белорусских // Язык и литература. Т. 7. Л., 1932. С. 61.
[7] Усачёва В.В. Колос // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 555.
[8] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1955. С. 297.
[9] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1955. С. 297.

хлеб, земледелие, языкознание, Винча

Previous post Next post
Up