Как говорит доктор филологических наук Н. А. Криничная [1] "в красном углу, в божнице, за иконами, согласно севернорусской традиции, хранились антропоморфные деревянные скульптуры - "панки", почитаемые в качестве изображений предков и устанавливаемые в определённые праздники на столе для участия в общей семейной трапезе (Бабаянц 1977: 113). Это могло быть, например, в поминальные дни накануне Масленицы (родительская суббота мясопустная), на Пасху, во вторник после пасхальной Фоминой недели (Радоница, Радуница), в семик, в Троицкую субботу, в Дмитриевскую родительскую субботу и в другие дни. Подобные антропоморфные фигурки напоминают всё тех же идолов, нередко встречаемых археологами в древних горизонтах культурного слоя русских городов, в частности Великого Новгорода, и обычно называемых ими "домовыми" (Колчин, Хорошев 1978: 171)".
"Языческую символику продолжают сохранять и орнаментированные полотенца, отражающие дохристианские представления, но используемые для украшения икон. Как справедливо пишет А.Н. Афанасьев, "нельзя сомневаться, что в более древнее время место их (икон. - Н.К.) заступали священные изображения пенатов" (Афанасьев 1994: 118). С учётом накопленных в последнее время материалов эту мысль подтвердил и развил акад. Б.А. Рыбаков: «... расположенная в красном углу христианская божница XIX - начала XX в. с её набором икон оказалась примером двоеверия, сосуществования церковных изображений, заимствованных тысячу лет тому назад, с древними символами, идущими из значительно более глубоких пластов времени. Если бы мы убрали из такого киота диссонирующие с ним иконы, то оставшаяся символическая орнаментика, вышитые набожники с языческими богинями были бы вполне пригодны для размещения в божнице древнего "кутного бога", "беса хороможителя" - домового» (Рыбаков 1987: 498)".
Ну да, есть такие поверья, будто домовой дух живёт в красном углу. А так -
пишут - про разные места обитания домового - дом, двор, хлев, особенно его северная сторона, ясли, конюшня, сенной сарай, место, где высыпают мусор, баня. Домовой обитает в местах, связанных с пребыванием душ умерших: в красном углу (рус.), на печи, за трубой, в запечье и подпечье, у порога входной двери, на голбце (ярослав.), на чердаке (рус., в.укр.), в углу клети (рус., бел.), в подполе (рус., бел.).
Одно из самых частых прозвищ домового - голбешник (голбец - перегородка за печью), запечник, подпечник - говорит вполне ясно, где локализовано его "место жительства" в традиционной крестьянской избе. «Голбешник живёт в избе под печью, именно в деревянном срубе печи со стороны подполья» (Даль). Когда первый каравай в новой печи пекли, горбушку отрезали, солили и забрасывали под печь - для домового.
Если брать совсем уж архаические времена, когда в человеческом жилье и печей-то не было, домовой дух, скорее всего, обитал в очаге и был связан с огненной стихией. И, как известно, палеолитических "венер" находят как раз возле древних очагов. Между прочим, домовой дух имеет свою женскую "ипостась" - кикимору.
----------------------------------------------------------------------------------------
[1] "КРАСНЫЙ УГОЛ: ОБ ИСТОКАХ И СЕМАНТИКЕ САКРАЛЬНОГО ЛОКУСА (по севернорусским материалам)". ЭО, 2009 г., № 2