«Сердцевиной древнеевропейской символики является циклическое повторение таинства рождения, смерти и нового возвращения к жизни не только человека, но всего живого. Её символы и образы концентрируются вокруг партеногенетической (самозарождающейся) Богини, единственного источника жизни. Её могущество - в бьющих ключах и колодцах, в свете луны и солнца, в земле, во всех животных и растениях. Она - дарительница жизни и смерти, богиня возрождения и земного плодородия, рождающаяся и умирающая вместе с растительностью» (Мария Гимбутас).
Да, но здесь возникает закономерный вопрос: не является ли "дурной бесконечностью" это "повторение таинства рождения, смерти и нового возвращения к жизни"?
В буддизме считается, что колесо сансары крутится как бы само собой, сансара считается не имеющей начала, но, как говорил мой отец, сам собой даже чирей на жопе не вылезет, - надо жопу остудить.
Думаю, что как раз Богиня рождений и смерти крутит это колесо.
Есть ли возможность "соскочить" с этого колеса? И - да, и - нет.
Очевидно, раз оказавшись внутри этого колеса жизни, став частью биосферы, даже превратившись в гумус, невозможно выйти за пределы этой сферы. Мы даже и при жизни являемся питательной средой для мириадов миллипизерных существ, которых впервые обнаружил
Левенгук через стекло своего мелкоскопа. А после смерти наши тела окончательно "сливаются" с биосферой, становясь питательной средой для произрастания всевозможных форм жизни.
Как мы знаем, в центре крито-минойской религии находился символ лабриса. Существуют изображения на древних артефактах, которые позволяют трактовать лабрис как символическое изображение бабочки.
И, если лабрис - это действительно стилизация бабочки, тогда колесо сансары является многомерным, у него есть разные уровни, между которыми осуществляются переходы: снизу - вверх, и сверху - вниз, сублимация и деградация. Тогда, в принципе, можно "соскочить" со своего "колеса" сансары, потому что бабочка - это "энтелехия" гусеницы. В таком случае, сердцевиной матриархата является не просто "циклическое повторение таинства рождения, смерти и нового возвращения к жизни", как говорит М. Гимбутас, а преображение жизни, символом которого является преображение гусеницы в бабочку. "Колесо жизни" - это не совсем колесо, а, скорее, спираль.