Гомер в гимне к богине земли Гее гласит:
"Петь начинаю о Гее-всематери, прочноустойной,
Древней, всему, что живёт, пропитанье обильно дающей.
Ходит ли что по священной земле или плавает в море,
Носится ль в воздухе - всё лишь твоими щедротами живо.
Ты плодовитость, царица, даёшь и даёшь плодородье;
Можешь ты жизнь даровать человеку и можешь обратно
Взять её, если захочешь. Блажен между смертных, кого ты
Благоволеньем почтишь: в изобилии всё он имеет.
Тяжкие гнутся колосья на ниве, на пастбище тучном
Бродит бессчётное стадо, и дом его полон.
Сами ж они изобильный красивыми жёнами город
Правят по добрым законам. Богатство и счастие с ними".
Как говорит М. Л. Серяков в своей монографии "Богини славянского мира" (М. : Вече, 2014. С. 29), "именно от Великой богини, матери всех и носительницы плодовитости и плодородья, зависит не только благополучие, но сама жизнь и смерть человека. Почитание Геи в Древней Греции было столь велико, что именно с Хаоса и Матери-Земли начинает Гесиод происхождение богов:
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос.
(...)
Гея же прежде всего родила себе равное ширью
Звёздное Небо, Урана, чтоб точно покрыл её всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;
Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотонных;
Также ещё родила, ни к кому не всходивши на ложе,
Шумное море бесплодное, Понт. А потом, разделивши
Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий,
Коя и Крия, ещё - Гипериона и Иапета,
Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,
Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.
После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,
Крон хитроумный. Отца многомощного он ненавидел.
Также Киклопов с душою надменною Гея родила, -
Счётом троих...
Очевидно, что первородство Геи, породившей сначала бога неба Урана, а с ним и второе поколение богов, является отголоском матриархальной идеологии".
Я полагаю, что Гесиод не сам всё выдумал и сочинил, а лишь переложил в стихотворной форме известный ему древнегреческий миф. А у мифа нет и не может быть автора. Миф, как лоскутное одеяло, "скроен" из сотен и тысяч логий-"кусочков". Каждый "передатчик" мифа - вольно или невольно - дополняет что-то или что-то исправляет в мифе, хотя бы просто потому, что запоминает понравившуюся и полюбившуюся ему часть мифа. И эта часть, таким образом, продолжает жить в поколениях. И, безусловно, если рассказ о Гее, матери всех, дошёл до Гесиода, это значит, что прежде него существовало множество "переносчиков" этой части мифа, которые передавали её из поколения в поколение. В каких исторических глубинах зародилась эта весть о Гее, - мы не знаем, но можем предположить, что она уже существовала у пеласгов, которых называют "догреческим субстратом". Подобно тому, как многие предания славянской старины дошли до слуха А. С. Пушкина через его няню Арину Родионовну, так, скорее всего, и Гесиод услышал миф о Гее из "бабьих басен".
М. Л. Серяков говорит, что подобные матриархальные "ростки" проросли и в ведийской мифологии в Индии, где богиня
Адити (буквально бесконечность) является матерью целого класса богов (РВ, VIII, 47), названными в её честь Адитьями.
Тот же самый принцип был положен в основу родословной кельтских богов: «Мифы называют два имени, которые, впрочем, принадлежат одной и той же богине: Ану или Ана, «Матерь ирландских богов», о которой Кормак-Глоссатор говорит, что «она хорошо кормит богов». Ану часто смешивают с богиней Дану, и сейчас едва ли можно точно сказать, являются ли эти имена именами одной богини, или же это схожие имена разных богинь с поразительно схожими функциями. Богиня Дану была прародительницей Туата Де Дананн, или Племен Богини Дану, из которых вышли главные боги Ирландии.
Алексей Недозрелов в своей монографии "
Эволюция архетипов в ирландской традиции" говорит:
"О близости ирландских богинь к древнему образу Матери-Земли и об их участии в ирландской космогонии свидетельствует их тесная связь с землей Ирландии в целом или с отдельными местностями, в становлении, оформлении и украшении которых они участвовали. Так, местность Таильтиу (в Уладе) была названа именем Тиальтиу, дочери Магмора из расы Фир Болг. Когда Туата Де Дананн одержали победу над Фир Болг, Таильтиу стала женой вождя Туата. Своим топором она выкорчевала леса на целинных землях Ирландии. Покрытый лесами район Брега она сделала полем цветущего клевера. Этот великий труд подорвал силы Таильтиу, и она умерла. Народ Ирландии оплакал ее кончину, а бог Луг, которому она приходилась кормилицей, устроил в ее честь праздник Тальтиу. Который длился целый месяц - пятнадцать дней до и пятнадцать после Лугнасада. И пока будут справлять праздник Таильтиу, в каждом доме будут хлеб и молоко, мир и прекрасная погода на время праздника".
Конечно, в язычестве есть много всякого такого, что внушает лишь отвращение, но вот это предание о Тиальтиу, дочери Магмора, я считаю драгоценным перлом. Смотрите, в центре сюжета находится самоотверженный труд Тиальтиу. Труд, надо особо подчеркнуть, добровольный, не подневольный, не рабский. И, пока ирландцы будут хранить память о Тиальтиу, пока будут чтить её труды, "в каждом доме будут хлеб и молоко". И будет мир, потому что если каждый станет трудиться хотя бы в полмеры усилий Таильтиу, то все будут сыты и довольны, и никому не придёт в голову мысль ограбить соседа.