Villanovan cinerary urn from Chiusi, 9th-8th century BC.
Источник картинки.
Интересный горшочек в виде стилизованной женской фигурки. В таких горшочках хоронили прах своих умерших носители культуры погребальных урн (ок. 1300 - 750 гг. до н. э.).
Название культуры происходит от обычая кремации мёртвых и помещения их праха в урны, которые затем хоронили в полях.
Наш горшочек был найден на территории распространения культуры Вилланова, которая является локальным вариантом культуры полей погребальных урн.
Любопытно, что у этрусков тоже были свои погребальные урны.
Говорят, этруски заимствовали канопы у египтян и перенесли их в свой погребальный обычай.
На "голове" левой урны - явно маска, причём с ямочками или дырочками, как на масках культуры Винча.
Но мы знаем, что у этрусков существовал обряд трупоположения. "Покойников наряжали в их лучшие одежды, мужчин снабжали оружием, женщин - украшениями. Разнообразие и богатство их зависело от общественного положения покойного. В гробнице, раскопанной близ Черветери епископом Реголини и генералом Галасси в 1836 г., имелась узкая погребальная камера, частично вырезанная в туфе. Там на каменном катафалке покоилась женщина, имя которой, судя по надписям на серебряных сосудах, - Лартия. <...> Здесь же имелось другое захоронение с обрядом трупоположения, сопровождаемое исключительно богатым инвентарём. Кто был этот человек, мужем или сыном Лартии, трудно сказать". (
Источник).
Э. Л. Лаевская пишет, что "на Лужицких погребальных вместилищах выпуклости скульптурно оформлены как женские груди. Английские «виноградные чаши» сплошь покрыты выпуклыми налепами - это древнее представление о многогрудой богине доживает вплоть до эллинско-римской эпохи".
"Виноградная чаша".