"Некоторые образцы глиняных богинь даёт Чатал-Хююк, но первенство здесь принадлежит Хаджилару. И хотя в Хаджиларе не найдены особые культовые постройки, многочисленные женские статуэтки в жилищах говорят о существовании домашних алтарей и божеств.
Женщина, сидящая на троне; рожающая женщина; женщина, лежащая на боку, на животе; женщина в объятиях юного бога растительности - образ вечно воспроизводящей, рождающей и питающей основы мира дан не только в возвышенных материнских формах, но и в формах священного брака, в формах сплетающихся, соединяющихся, оплодотворяющих и оплодотворяемых мировых начал, роднящих эти первые символы природного культа с будущими вегетативными религиями Передней Азии и Эгеиды" (Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики).
После разрушения Хаджилара VI около 5600 г. до н. э. жизнь на поселении продолжается, и «поздний неолит» переходит в «ранний халколит», главной особенностью которого является расписная керамика.
"Вот перед нами сосуды малоазийского Хаджилара (рис. 6), быть может, самые ранние в истории человечества расписные сосуды..
Они имеют форму горшков и кувшинов, чаш и тарелок. Чаще всего декор нанесён красно-коричневой краской по розовой обожжённой поверхности. Здесь есть сложные зигзаги, есть по видимости легко читаемые горошины, треугольники, розетки, кресты, «лесенки». Но эти рисунки оказываются при ближайшем рассмотрении не простыми узорами, а зашифрованными в них и имеющими глубокое значение для создателей керамики символами. Так, три чёрточки, соединённые наподобие веточки-растения, являются схематизированным повторением оттиска человеческой руки. Треугольники и полукруги с двумя овалами - это головы с глазами. «Лесенка» из трёх ступенек - это сидящая Богиня-мать. А взметнувшиеся по бокам орнаментальные «волны» или фланкирующие центральную «лесенку» две боковые - это звери, предстоящие Богине в геральдической композиции. В сложных переплетениях просматриваются изображения рогатой головы животного или длинной птичьей шеи и клюва. На тулове кувшина помещены один-два орнамента, выделяющиеся сложными контурами на светлом фоне обмазки. Это знаковая система, закрепляющая значения окружающего мира. Она граничит с пиктограммой, предваряет появление ранней письменности. Здесь нет ещё цельного образа - всё строится на подвижности, асимметрии, незамкнутости. <...> Розетку-крест фланкируют руки, охватившие бока сосуда, кувшин смотрит глазами-спиралями и прорастает ручками-лапками, покоящимися на раздувшемся, как у лягушки, основании. Мир - превращение, мир - запечатлённый фрагмент, вырванный из целого, - такой предстаёт перед нами хаджиларская керамика. <...> Разомкнутая подвижная стилистика малоазийских энеолитических орнаментов, шагнув через века господства передне-азиатских художественных систем, подготавливает дорогу для возникновения эгейского изобразительного творчества, является одной из его предшественниц" (Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики).
На поздних этапах существования поселения Хаджиларская культура связывается с культурой Неа-Никомедия материковой Греции (относится к группе культур
Караново-
Сескло). В Неа-Никомидии находится самое древнее неолитическое поселение на территории Европы, датировано 7 тыс. до н. э. Представлено прямоугольными домами в форме полуземлянок с плетёными и обмазанными глиной стенами. Основное занятие населения - земледелие (горох, чечевица, пшеница, ячмень) и скотоводство (мелкий рогатый скот). Имеются следы обожжённой и расписной керамики: женские фигурки, шарообразные сосуды аналогичны принадлежащим таким неолитическим культурам, как анатолийская Хаджилар и ближневосточная Хассуна.