Немного о культуре Оциери.

Jan 15, 2021 12:19

В археологической культуре Оциери, существовавшей на острове Сардиния в период между 3800 - 2900 гг. до н. э., находят влияние пеласгов и критян-минойцев. "В гроте Сан-Микеле были обнаружены искусно сделанные вазы с выполненными методом насечки геометрическими мотивами, окрашенные красной охрой. По мнению историков, данный тип сосудов являлся новинкой для Сардинии, однако имеет аналоги среди изделий древних Киклад и минойского Крита. Предполагается, что в результате миграций с этих удалённых островов новые технические достижения и знание металлургии оживили местную культуру и внесли в неё новые элементы" (Из Википедии).

Но искусство металлургии могло быть занесено на остров иммигрантами с Балкан. Как пишет Джин Манко, "в культуре Оциери также изготавливали тонкую керамику - продукт обжига в печи при высоких температурах. Среди этой керамики - первые в Сардинии сосуды-треножники и сосуды, украшенные спиралями - и то, и другое знакомо нам по Триполью. Датировка появления этой культуры заставляет задуматься. Именно в это время были заброшены многие поселения-телли на Балканах. Их ремесленникам понадобился другой дом. Детальный анализ Y-хромосомы современных сардинцев действительно указывает на приток населения около 4000-3500 гг. до н. э.: это гаплогруппы G2a2b (L30), E1b1b1b2 (Z380) и R1b1a2 (M269). Эта группа могла прийти с Балкан, с Ближнего Востока или из обоих источников" (Как заселялась Европа. От первых людей до викингов. - М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. С. 143).

Сардиния могла быть "островом спасения" для носителей придунайских матриархальных культур, притесняемых арийскими пастухами-кочевниками после первой волны экспансии ок. 4400-4300 гг. до н .э. Согласно М. Гимбутас, эта первая миграционная волна имела характер массового военного вторжения с катастрофическими последствиями для раннеземледельческих цивилизаций, сопровождаясь полным разрушением культуры Гумельница-Караново VI-Bapна. Вероятное отступление носителей этой культуры на запад, на побережье Адриатического моря продолжилось дальнейшим продвижением в сторону итальянского "сапога" и завершилось на Сардинии. Очевидно, Сардиния привлекала переселенцев богатством металлов.

"Культура Оциери была достаточно мирной: оружия данной культуры обнаружено мало, не обнаружено ни одного укрепления. Социальная структура была достаточно однородной, «демократичной». Это является резким контрастом с возникшей на острове тысячелетие спустя культурой строителей нурагов, также восточной по происхождению" (Из Википедии). Это тоже косвенно свидетельствует о матриархальных принципах культуры Оциери.

Археологические артефакты говорят о существовании культа Богини на острове.



Статуэтка средиземноморской богини-матери, найденная в Сенорби. Культура Озиери.



Женская статуэтка. Найдена в Монте д'Аккодди. Культура Озиери.



Стела с женской фигурой. Культура Озиери. Тот же спиральный "змеиный" мотив, что и в культуре Кукутень-Триполье.



Горшок с человеческими фигурами. Культура Озиери.



Бычьи рога, вырезанные в погребальной нише внутри Домус-де-Джанас. Культура Озиери

Для культуры Оциери характерен хоровод танцующих человечков.



Судя по телу, выполненному в форме песочных часов, - это женщины, которые исполняют какой-то ритуальный танец. Танцевали ли они в честь Богини в её ипостаси матери сущего, или её возлюбленного рогатого лунного быка?

А эти петроглифы, скорее всего, принадлежат культуре более древней, чем Оциери, но тоже являются знаками богини-матери. (См. также: Древние петроглифы.)


Сардиния

Previous post Next post
Up