Джин Манко в своей монографии (Как заселялась Европа. От первых людей до викингов. - М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. С. 141) говорит:
"До того как балканские культуры смогли стать настоящими цивилизациями, их солнце закатилось. С 4200 по 3800 гг. до н. э. Европу охватило похолодание. Поселения-телли в юго-восточной Европе были заброшены. Балканская металлургия рухнула. Очаг металлообработки в юго-восточной Европе постепенно переместился в области к северу от Чёрного моря. Единственной выжившей среди богатых культур Балкан оказалась кукутень-трипольская культура, которой удалось приспособить свою экономику к новым условиям".
Но, как мы видим, температура в Европе с 4200 по 3800 гг. до н. э. медленно растёт и относительное похолодание наступает лишь после 3800 г. до н. э., и притом оно не идёт ни в какое сравнение с катастрофическим похолоданием ок. 6200 г. до н. э.
Похолодание ок. 6200 г. до н. э. не смогло уничтожить земледельческие культуры, а лишь способствовало развитию земледелия в речных долинах. Почему же гораздо более мягкое похолодание ок. 3500 г. до н. э. привело к гибели земледельческих культур на Балканах? И почему кукутень-трипольская культура никак не пострадала от похолодания?
Климатические флуктуации, конечно, следует учитывать при объяснении тех или иных перемен в развитии и деградации древних обществ, но эти перемены далеко не всегда обусловлены одними лишь климатическими катастрофами. Например, на Британских островах свидетельства выращивания зерновых так резко идут на спад после 3350 г. до н. э., что почти исчезают. Но мы в это время не наблюдаем никакого катастрофического похолодания.
Вторая волна арийской экспансии в долину Дуная приходится на период 3500-3300 гг. до н. э. Гораздо логичнее объяснить гибель придунайских культур вторжением кочевников, чем климатическими изменениями. А трипольцы, жившие севернее, просто не попали "под раздачу", - вот поэтому они и выжили.