Найджел Пенник пишет о семнонах, которые считали себя главным кланом свевов, то есть восточных германцев:
"На месте [их] собрания находилась роща, куда людям разрешалось входить, только будучи связанными, и, таким образом, «принизившими себя для того, чтобы превратиться в носителя божественной силы»[1]. Это похоже на описание трансового исступления, подобно сантерийскому представлению об «унесении» божеством. Если в священной роще человек случайно падал (ещё одна вероятность в состоянии транса), то вставать на ноги ему запрещалось: извиваясь, он должен был выползать из рощи".
Прочитав, я сразу вспомнил про каменные лабиринты.
А что, если в них не ходили, а ползали, как змеи, со связанными за спиной руками? Тем более, что и сами лабиринты в плане (сверху) выглядят как свернувшиеся змеи.
Много пишется и говорится о связи лабиринтов с посвятительными обрядами, но я нигде не встречал предположений насчёт того, как именно проводились эти обряды. Пройти по лабиринту до центра и выйти обратно не представляет никакой трудности, - значит, пешие "прогулки" отпадают сами собой, это не относится к разряду инициатических испытаний. А вот проползти на брюхе с завязанными руками - это уже что-то.
Кстати, недавно я смотрел по телеку док. фильм о Тибете, и там, среди прочего, показывали обход вокруг горы Кайлас. Паломники простираются на земле лицом вниз и вытягивают вперёд руки; кончики пальцев - это метка, где паломник встаёт на ноги и снова совершает земной поклон, в конце которого он во весь рост ложится на землю. Обходя таким образом святыню, верующий своим телом обмеряет путь поклонения.
Click to view
Я вовсе не предендую на объяснение смысла сооружения каменных лабиринтов. Просто делюсь тем, что мне пришло на ум.
-----------------------------------------------------------------------------------------
[1] Ut minor et potestatem numinus prae so ferens. (Germania, 39.3).