В. А. Семёнов приводит некоторые подробности об интересующем нас Гипогее на о. Мальта.
Прежде всего он делает замечание о том, что неолитические переселенцы приплыли на остров с севера, со стороны Сицилии. "В ясный день Сицилия видна с Мальты, и опытные навигаторы культуры «импрессо» без особого труда могли открыть эти острова. Первые земледельцы заселили Мальту в Vl тысячелетии до н . э. - тогда же, когда и Сицилию. Восемь тысяч лет назад острова были не так бесплодны, как в наши дни, и земледелие здесь было вполне перспективным".
"Первые ритуальные центры на Мальте располагались в пещерах. Пещера Гар-Далам на юго-восточной оконечности Мальты представляет собой один из наиболее ранних храмов".
"Ранние мальтийские гробницы, вырубленные в скалах, имели форму яйца или почки. Мальтийские скальные гробницы в основном сходны с такими же сооружениями в Сардинии и Южной Италии".
"Наибольшее число овальных подземных гробниц находилось в гипогеуме Хал-Сафлиени в Таршине. Этот подземный некрополь функционировал в течение не менее 1,5 тысячи лет до середины III тысячелетия до н. э., то есть до конца мальтийской культуры. Он имел три уровня, нижний из которых находился на глубине более десяти метров".
Д. Эванс был первым, кто установил соответствие между гробницами и храмами. Первоначально форма храма напоминала я й ц о , как чрево богини. Я й ц е в и д н ы е, вырубленные в скалах гробниц (например, Шемшийя), из которых они произошли, мальтийские храмы сами по себе символизируют тело богини.
И здесь нужно отметить, что, как правило, мальтийские храмы представляют собой комплексы мегалитических сооружений, состоящие из "материнского" и "дочернего" ("дочерних") храмов.
"Вероятно, «классические» постройки демонстрируют нам парадигматическое единство пары соединённых друг с другом храмов, немного различающихся по размерам. И не исключено, что больший храм был материнским, а меньший - дочерним в божественной иерархии. Здесь можно также распознать существование близнечного культа на основании сходства с двухголовыми богинями из Чатал-Хююка и двухголовыми птичьими богинями культуры винча или кукутени. Складываются и другие представления, в частности о том, что разновеликость храмов демонстрирует юность и зрелость богини, или о двух аспектах бытия, например смерти и возрождения. Большие храмы находятся с западной стороны, что символизирует смерть в мировоззрении многих традиционных культур, и эта интерпретация, по мнению М. Гимбутас, очень привлекательна. Действительно, в западных храмах обнаружен значительный материал, на основании которого можно предполагать, что важнейшие ритуалы, связанные со смертью и возрождением, проводились именно здесь. Большие храмы были построены из тёмно-красного известняка, частично сохранившаяся красная раскраска на штуковых панелях тоже иногда встречается на стенах этих строений, тогда как малые храмы строились из светлых пород камня и могли отвечать ритуалам, связанным непосредственно с зачатием и рождением".
"Наиболее впечатляющим из числа двойных храмов является Гжантийя, в центре острова Гозо, в городе Шара. Памятник,
согласно обнаруженной под его стеной керамике, был возведён в середине IV тысячелетия до н. э. Здесь два храма обнесены внешей стеной, выстроенной из грубых, необработанных коралловых блоков. Некоторые плиты достигают веса более 50 тонн и относятся к числу крупнейших среди тех, что использовались для строительства храмов, возведённых на Мальте. Стены сохранились на высоту до 7 метров. Внутренние стены и дверные проёмы были сделаны из обработанного известняка особой породы (globigerin)".
Эта запись продолжает тему, поднятую в
К истокам близнечной мифологии. Но здесь видится уже нечто большее - истоки древнегреческого культа Деметры и Персефоны. В Деметре мы все умираем, в Персефоне мы возрождаемся к новой жизни. Или, согласно апостолу Павлу: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15, 22).
И ещё одно, пожалуй, самое важное замечание. По всей видимости, Элевсинские и другие подобные мистерии берут своё начало, или, выражаясь точнее, "проистекают" из неолитических храмовых комплексов наподобие Хагар-Квим (Хаджар-Ким) на Мальте. "Внутри храма расположено шесть помещений с десятью апсидами, содержащими уникальной формы алтари, культовые места, ниши, а также каменную и терракотовую скульптуру. Налево от главного прохода стоял жертвенный столбообразный алтарь с поверхностью, украшенной изображением древа жизни, произрастающего из горшка. Его грани и плоскости декорированы ямочными углублениями, характерными для мальтийских храмов. За ним находилась плита, орнаментированная двойной спиралью. В этой части святилища была найдена знаменитая «Мальтийская Венера» - терракотовая статуэтка, стилистически близкая своим прототипам из Хаджилара. В других помещениях находились каменные столики-алтари грибовидной формы, вертикально установленные столбы, треугольные алтари, символизирующие энергии регенерации жизни". Очаги для священного огня и алтари, статуи и статуэтки богинь, разделение храмов на залы для "прихожан" и "святое святых" - всё это свидетельствует о том, что в этих храмах проводились какие-то ритуалы, вполне возможно, мистерии. Можно предполагать, что эти мистерии были известны во всём неолитическом Средиземноморье, и на о. Мальту приплывали паломники с Сицилии и Италии, с Балкан, Эгеиды и Иберии.