В продолжение записи
У истоков творчества.
В предыдущей записи я сделал осторожное предположение о том, что источником творчества явилось воображение: древние люди угадывали в настенных выступах и трещинах "нерукотворные" иконы, и затем дорисовывали некоторые линии, делая изображение более узнаваемым. Вполне возможно, что это были своего рода "автоматические рисунки" (по аналогии с "автоматическим письмом"), так что художник сам не вполне осознавал, что нарисовала его рука. Пириведу ещё одну иллюстрацию.
"На плитке слоистого песчаника из пещеры Труа-Фрер в беспорядочном клубке линий при различном освещении можно увидеть пять женских фигур (ил. 64)" (Цит. по: В. А. Семёнов. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век". - СПб., Издательский дом «АЗБУКА КЛАССИКА», 2008. С. 71).
Подобные загадочные картинки встречаются на разных памятниках - в гроте Ла Марш (Франция, департамент Вьенн), на потолках грота Пеш Мерль (Франция), в Геннерсдорфе (Германия) (ил. 65 - 67).
Кстати, эти художества напоминают автоматические рисунки Андре Массона.
Источник картинки.
Здесь невозможно ничего утверждать наверняка, можно лишь "привязать" изобразительное творчество к наличию воображения. То есть, первое является следствием второго. Воображение же - первейшая отличительная черта человека; у животных нет воображения. Поэтому появление искусства является "маркером" человека разумного: где и когда появляются пещерные и наскальные рисунки, там мы со стопроцентной уверенностью можем констатировать присутствие Homo sapiens. Где таких рисунков нет, там, следовательно, нет и человека, или его присутствие проблематично.