Мифология на "изломе" матриархата.

Nov 06, 2020 11:07

В целом, шумерская мифология напоминает эллинскую. У древних греков было представление о том, что три брата - Зевс, Посейдон и Аид - поделили между собой всё мироздание и, как племенные вожди, стали управлять своими "уделами". У шумеров три великих бога - Ану, Энлиль и Энки - разделили вселенную между собой, бросив жребий, подобно сыновьям, делящим отцовское имение; таким образом Ану, их отцу и верховному владыке, досталось небо; воителю Энлилю, его советнику, - земля, а мудрому Энки выпало повелевать подземными водами и морем.

Но как сквозь патриархальную олимпийскую мифологию проглядывает более древняя матриархальная мифология пеласгов, так и у шумеров как бы существуют две параллельные мифологии. Причём, в шумерской мифологии хорошо прослеживается борьба новых патриархальных мифологем со старыми матриархальными. Особенно это заметно на примере того, как бог Энки вначале дублирует функции богини Нинхурсаг, а затем и вытесняет её из пантеона.

Торкильд Якобсен пересказывает многочисленные перипетии борьбы Энки и Нинхурсаг, в которой просматривается стремление взять на себя её функции и полномочия. Я здесь приведу лишь один пример.

В мифе «Энки и Нинхурсаг» рассказывается о том, как в начале времён Энки, которому вместе с Нинхурсаг был отведён остров Тельмун (современный Бахрейн), оросил остров пресной водой и сделал город на нём благословенным обиталищем богини. Затем он попытался вступить с нею в связь, но встретил отказ и был вынужден сделать предложение вступить в законный брак. Плодом их союза стала богиня растительности Нин-сар - Nin-sar («Госпожа Растений»). Юной девушкой она гуляла по берегу реки, где её увидел Энки и соединился с ней так же, как и с её матерью. Нин-сар родила богиню горы Нинкур - Nin-kurra («Госпожа гор»), с которой, по достижении ею зрелости, произошло то же самое, что и с Нин-сар. Её отпрыском стала паучиха Утту (Uttu), богиня ткачества, шумерский аналог греческой Арахны. Рождение Утту побудило наконец Нинхурсаг к действиям: после строжайшего предупреждения она надёжно запёрла Утту в доме. Энки, однако, ухитрился соблазнить Утту обещаниями женитьбы, предложив ей выращенные с помощью садовника разнообразные плоды в качестве свадебных даров. Нинхурсаг, придя на помощь соблазнённой и покинутой Утту, изъяла из её тела семя Энки. Из этого семени произросло восемь растений. Случайно наткнувшись на эти растения, Энки даёт им имена и съедает их. Узнав об этом, Нинхурсаг в ярости проклинает его имя и даёт обет никогда не бросать на него своего живительного взора. Между тем растения, возникшие из семени Энки, развиваются в его теле и - поскольку беременность плохо согласуется с устройством мужского организма - вызывают смертельную болезнь. Боги безутешны при виде его мучительных страданий, однако не в состоянии дать избавления, до тех пор пока лисица, которая вызвалась привести Нинхурсаг, не выполняет своё обещание. Нинхурсаг раскаивается, прибегает, помещает Энки к себе во влагалище и рожает восемь детей, созревших в его теле. Восемь новорождённых богинь названы по имени различных частей тела Энки, где они были выношены; Энки выдаёт их замуж либо обеспечивает средствами к существованию.

Очень всё это похоже на олимпийскую мифологию, где творят и боги, и богини. Очевидно, такое положение характерно для переходного этапа от матриархата к патриархату. В Библии, например, уже нет никаких богинь, творцом мира и людей выступает Бог. Очевидно, в эпоху матриархата весь мир появлялся на свет из материнского чрева. А на изломе матриархата мы видим дублирование творения: бог Энки беременеет, но так как боги не рожают, богиня Нинхурсаг помещает его в своё влагалище, где он благополучно разрешается от бремени.

Месопотамия, мифология

Previous post Next post
Up