Трансформация культа Кибелы при Антонинах.

Oct 30, 2020 12:18

В Римской империи к середине ll века н. э. культ Кибелы стал настолько популярным, что жена императора Антонина Пия (138 - 161 гг. н. э.), Фаустина, испытала сильную привязанность к Идейской Матери.

В этой ситуации римское государство произвело инкорпорацию фригийского культа в свои административно-бюрократические структуры. Реформация культа Кибелы преследовала две цели:

1) уничтожить самостоятельность и возможную гегемонию древнего пессинунтского жречества;
2) поставить культ Великой Матери богов на службу империи и лично - императору.

При Антонине Пие  на территории Римской империи учреждается высшее духовенство, централизованное в каждом городе, автономное от фригийской метрополии и друг от друга, подчинённое местному сенату и коллегии квиндецемвиров, главой которых являлся сам император. Высший жрец получает титул Архигалла. Баттак, посетивший Рим в 103 году до н. э., носил пурпурный плащ и золотую корону; эти атрибуты перешли и к Архигаллу.

Архигаллы выбирались только из римлян и, следовательно, не подвергались ритуальной кастрации. В то время как главным признаком галлов, обозначаемых в источниках как semimares (полумужи), semimasculi (полумужчины), semiviri, nec viri nec feminae (ни мужчины ни женщины), spadones (скопцы), была самокастрация.

По-видимому, галлы были исключены из системы действующего римского права, о чём свидетельствует случай с вольноотпущенником Генуцием (78 г. до н. э.), передаваемый Валерием Максимом (Vll, 7, 6). Несмотря на составленное в надлежащей форме завещание, этот галл был лишён наследства по причине того, что не мог претендовать как на доли, предназначенные мужчинам, так и на доли, завещанные женщинам. Но если закон отделял их от общества, то казна не забывала о своих интересах. Во ll веке н. э. галлы подлежали tributum capitis (подушная подать, когда налог взимается в одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи), а в социальном отношении были приписаны к проституткам. Таким образом, галлы представляли собой вычеркнутую из общества, постоянно находящуюся в движении, группу лиц фригийского происхождения, своего рода странствующий монашеский орден вне официальной религии.

В отмеченном контрасте с ними находился Архигалл, высший жрец Великой Матери и Аттиса в Риме и на обширных территориях Римской империи. Он совершает торжественные службы, организует жервоприношения и назначает тавроболию. Назначаемый пожизненно, Архигалл, вероятно, выбирался из среды римской аристократии, его кандидатура утверждалась в местном сенате и одобрялась коллегией квиндецемвиров, которой было подчинено всё жречество фригийского культа. Равноправные и независимые друг от друга, фригийские "церкви" в Римской империи соединялись в подчинении императору, возглавлявшему коллегию XV vir. s. f.

Необходимо отметить и политику соединения культа Кибелы с императорским культом, обнаруживающуюся в многочисленных надписях, сообщающих нам об исполнении тавроболического ритуала севирами за благополучие императора и императорской семьи (Из монографии О. В. Богатовой "Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности (К проблеме религиозного синкретизма в античности)".

В общем, римская система тотального государственного контроля религии напоминает аналогичную практику Петра l и большевиков. В этом отношении "Третий Рим" воспроизводит политику "Первого Рима" до мелочей.

Но здесь я вижу и более глубокие исторические тенденции. Я имею в виду процесс "оседлания" изначально матриархального культа патриархальными структурами. Вначале появляется мужское жречество, которое занимает положение "трутней" в пчелином улье (галлы живут за счёт женских подаяний), а потом над этими галлами становятся архигаллы, "комиссары" от римского государства. Над всеми архигаллами возвышается император. И вся "церковь" Великой Матери и Аттиса славословит императора и молится за него, желая ему "многая лета" здравствовать и править.

Здесь, на примере трансформации культа Кибелы, можно понять и некоторые закономерности перехода от матриархата к патриархату. Очевидно, везде происходили аналогичные процессы, с тою лишь разницей, что трансформация культа Кибелы более или менее хорошо нам видна по свидетельствам римских авторов, а более ранние трансформации не оставили письменных источников, и мы о них можем лишь догадываться.

Кибела, римляне

Previous post Next post
Up