Мегалесийские игры.

Oct 25, 2020 10:47

Приняв культ Кибелы, римляне установили в её честь Мегалесийские торжества, которые продолжались с 4 по 10 апреля.

4 апреля жерцы устраивали сопровождаемое традиционной фригийской музыкой (флейты, тимпаны, кимвалы) шествие по улицам Рима:

Тотчас затем запоёт берекинтская флейта кривая
И поведёт чередой праздник Идейская Мать.
Полумужчины пойдут, ударяя в пустые тимпаны,
Грянут кимвалы о медь, медью ответно звеня;
И на бессильных плечах поедут носилки с богиней.
(Ovid. Fast., lV, 181-185) (Пер. Ф. А. Петровского)



Свидетельство Овидия дополняет Лукреций, описывающий обычай осыпать богиню цветами и монетами:

... Путь перед ней серебром устилает и медной монетой
Щедрой рукою народ, и сыплются розы обильно,
Снежным покровом цветов осеняя богиню и свиту.
(Lucr. De nat. rer., ll, 626-628) (Пер. Ф. А. Петровского)

Вечером того же дня патрицианские семьи приглашали друг друга на священные пиры. Для проведения этих пиров аристократия объединялась в общества (дружеские союзы) - sodalitates, контрастирующие с греческими фиасами, членами которых были в основном представители низших классов, включая чужеземцев и рабов. Ховард Скиллард считает, что "со времени своего учреждения в 204 году sodalitates являли дополнительную меру контроля за культом фригийской богини".

В общем, уже в "первом Риме" чувствовался тоталитарный душок "третьего Рима": Мегалесии чем-то напоминают советские государственные праздненства 1-2-9 мая и 7-8 ноября.

Следующие дни торжества были отданы сценическим представлениям (ludi scaenici). На Мегалесийской сцене ставились пьесы таких прославленных драматургов, как Теренций и Плавт, позднее всеобщее признание получили мимы и пантомимы, имеющие связь с мифами о Кибеле и Аттисе (Tertul. Apol., 15).

Завершались торжества обрядом омовения образа Великой Матери богов в водах Альмона.

Место есть, где Альмон впадает быстротекущий
в Тибр и теряет своё имя в могучей реке:
Там поседелый от лет и порфирою жрец облачённый
И Госпожу, и её утварь в Альмоне омыл.
Воют сопутники, визг неистовый флейты несётся,
И под обмягшей рукой бубны тугие гудят...
Через Капенские в город богиня вступает ворота,
И под дождём из цветов шествует пара телиц.
(Ovid. Fast. lV, 337-346)

Итак, совершенно очевидна аристократическая окраска культа фригийской богини в Риме. П. Буайансе сверх того считает, что Мегалесийские праздненства носили исключительно патрицианский характер. Во всяком случае, организация торжеств была закреплена за семью великими республиканскими фамилиями. Список возглавил клан Корнелиев (особо Корнелиев Сципионов), второе место разделили Клавдии и Валерии. То есть, можно сказать, что это был праздник главных бенефициаров римского государства. Богиня помогла им обогатиться за счёт разграбления Карфагена, и они благодарили её за проявленные благодеяния.

Отметим также "кастрацию" культа Кибелы, которую произвели в Риме местные "тузы". Сенат издал ряд ограничительных постановлений. Во-первых, римским гражданам запрещалось вступать в жречество. Во-вторых, можно предположить установление запрета на оскопление, хотя он и не найден до времени Домициана. И, наконец, в-третьих, было запрещено как появление жрецов Великой Матери на улице, так и сбор подаяния, что предусматривалось лишь в установленные дни. Чем-то это напоминает практику советско-постсоветского государства, запрещающую проповедь Евангелия за пределами храмов и молитвенных домов.

Использованы материалы из монографии О. В. Богатовой "Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности (К проблеме религиозного синкретизма в античности)".

Кибела, римляне

Previous post Next post
Up