Т. Якобсен говорит, что изображение нуминозной силы грозы - Имдугуд - постепенно превратилось из тёмной грозовой тучи в громадного чёрного орла, парящего на распростёртых крыльях, но так как мощные раскаты грома мыслились исходящими не иначе как из львиной пасти, то птицу наделили со временем головой льва.
"Как небесная богиня, Инанна изображалась птицей с львиной головой или львицей. Часто говорится, что она даёт жизнь пустыне. Её колесница, которая катится по небу, запряжена львами - одним, двумя или даже семью. Птица грома с львиной головой - это визирь Инанны Имдугуд. Он даёт дождь и грозу. Имдугуд - «узда Инанны, наложенная на уста всего мира» («Энмеркар и владыка Аратты»). Что имеется в виду? Аратта - город, который воюет с Уруком, а Урук - это город Инанны. И жители Урука молятся Инанне, и она велит Имдугуду прекратить дожди в Аратте, и жители Аратты, снедаемые голодом, вынуждены подчиниться Уруку и просить мира. В этом сила Инанны. Она владеет дождями" (
А. Зубов).
На огромном медном панно из храма богини Нинхурсаг в Тель-эль Обейд, расположенном недалеко от города Ур, изображён божественный орёл с львиной головой, известный как Имдугуд, а рядом с ним - два оленя. Изначально это панно располагалось над входом в храм.
Т. Якобсен говорит, что "птица грома" представляет сына Энлиля - бога Нинурта. Википедия
сообщает: "Первоначальным его именем было Имдугуд («Дождевое облако»), а сам бог олицетворял грозовую тучу, появлялся в облике чёрной птицы с головой льва и громовым криком". Однако непонятно, как бог Нинурта оказался в храме богини Нинхурсаг. В другой статье Википедии
говорится, что "богиня-мать Дингирмах отправляет против Анзуда «бога войны Нинурту» и даёт ему в дорогу семь ветров". Анзуд - это другое название "птицы грома". Получается совершенный бред: богиня мать отправляет бога Нинурту воевать против себя самого.
Там же далее написано: "В ознаменование победы - Нингирсу-Нинурта берёт знак «могучего Анзуда» в качестве своего символа-герба (подобно тому, как в мифологии индуизма Вишну взял изображение побеждённой им птицы Гаруды в качестве своего герба)". То есть, получается, что Анзуд-Имдугуд - это всё же не сын Энлиля. Очевидно, Т. Якобсен неверно отождествляет "птицу грома" с сыном Энлиля. Мы знаем изображение Персея с отрубленной головой горгоны Медузы. Было бы так же неверно отождествлять Мудузу с Персеем. По поверьям древних греков, дочь Зевса Афина носила эгиду в качестве части своего одеяния, прикрепив к ней изображение головы горгоны Медузы. И здесь было бы заблуждением отждествлять эгиду с Афиной.
Впрочем, далее Т. Якобсен, говоря об Инанне как богине грозы и дождя, добавляет, что она "обладает властью над птицей грома с львиной головой - Имдугудом. Мы узнаём, что Инанна выпускает её из дома, а в сказании «Энмеркар и Владыка Аратты» птицу называют «уздой Инанны, наложенной на уста всего мира»".
Очевидно, в образе птицы Имдугуд мы имеем дело с каким-то древнейшим мифологическим персонажем, который вошёл в новую патриархальную мифологию уже будучи перетолкованным в ином контексте, - отсюда вся эта путаница и неразбериха. А что древнейшие богини изображались в виде птиц, о том мы имеем множество свидетельств.
И вернёмся снова к Инанне. Здесь Инанна представлена на крылатом льве. В руках Инанны потоки дождя. Этот аспект Инанны как богини дождя помогает понять постоянство традиции, делающей её невестой бога небес Ана - вплоть до отождествления её с Антум, то есть "женской" половины верховного муже-женского Божества (фактически «царица небес» - это одно из истолкований её имени).
Аккадская цилиндрическая печать (2334-2154 до Р.Х.). Нью-Йорк, Библиотека П.Моргана, Morgan Seal 0220
Сочетание льва и хищной птицы мы можем наблюдать на изображениях Богини в Чатал-Хююке, на Крите и в позднейшей микенской культуре, что свидетельствует о глубокой архаичности этих образов.
И ещё важно заметить: "В мифах Анзуд обычно выступает как посредник между земной и небесной сферами, соответственно - между богами и людьми, он одновременно воплощает и доброе, и злое начала». Я не знаю, можно ли говорить об ангелах применительно к неолитической религии, но такое сравнение приходит на ум.
Похоже на то, что эта птица Имдугуд - всё равно, что "ангел Иеговы" у евреев. Как
пишет В. Розанов, "Нужно заметить, что "ангел Иеговы" вовсе не то, что известные "ангел Гавриил", "ангел Рафаил" и другие несколько, со своим именем у каждого, которых Бог посылает и они суть "вестники", "посланники". "Ангел Иеговы" -- тёмное место Библии, тёмное понятие её, о коем есть даже целые исследования, сводящиеся к тому, что он относится к Иегове, как тень к предмету, запах к цветку и заместитель к замещаемому. Никогда не скажется: "Иегова (или Элогим,-- другое имя Божие) послал ангела Иеговы", но иногда в местах, где ожидается по ходу изложения слово "Иегова" -- сказано "ангел Иеговы"."