Многочисленные рельефы представляют Великую Матерь богов с короной на голове в виде городской стены.
Turrigera (turrita) (башненосица) - частый эпитет фригийской богини в литературе.
Голову ей увенчали венком крепостным, указуя,
Что защищает она города на местах неприступных
(Lucr. ll, 606)
Великая Матерь представлялась как курица, охраняющая цыплят под своими крылом. Или люди представляли себя маленькими и беспомощными детьми, уповающими на заступничество Матери.
Также интересно, что Кибела являлась покровительницей кузнецов и кузнечного ремесла. Точнее говоря, покровителями кузнечного ремесла являлись дактили, или кабиры. "Они первыми начали обрабатывать железо на Иде; все считают их колдунами и служителями Матери богов, жившими во Фригии около Иды", - пишет Страбон (X, 3, 22). Именно они изготовили серп Кроносу, которым он оскопил Урана (Strab., XlV, 2, 7).
Культ Кабиров - едва ли не самое загадочное явление в древнегреческой религии. Мистериальный культ Кабиров процветал на островах Самофракии, Лемносе, в Беотии и Македонии (Самофракийские таинства в честь Кабиров пользовались глубоким уважением во всех уголках античного мира), но что представлял собой этот культ - мы не знаем. Известно лишь, что центральное место в культе Кабиров занимала Великая Матерь.
Можно предположить, что интегральной частью культа было оскопление одного из Куретов. На это намекают кровавые подробности культа в Македонии. "Кабиру, окровавленному, с окровавленными устами и руками молятся", - с осуждением говорит Юлий Фирмик. Климент Александрийский, представляющий наиболее подробные сведения о мистериях Кабиров в Македонии, сводит таинства к инсценировке убийства Кабира его двумя братьями и последующего погребения убиенного. Н. И. Новосадский вслед за Герхардом на материале рисунков этрусских зеркал весьма убедительно реконструировал дальнейший ход македонских мистерий как воскрешение убитого Кабира, его примирение с братьями и брачный пир. Только, наверно, братья не убили Кабира, а оскопили его, после чего он умер, а затем воскрес в преображённом виде.
О. В. Богатова в своей монографии "Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности (К проблеме религиозного синкретизма в античности)" высказывает предположение о близкой связи Кабиров и Гефеста - с одной стороны, и связи Кабиров с Кибелой - с другой. Она спрашивает: "Великая богиня в прошлом не та ли "хозяйка огня", чей образ запечатлён в многочисленных женских фигурках эпохи Верхнего Палеолита, найденных в древних жилищах вблизи очага?
Я раньше уже говорил о связи между обжигом керамики и металлургией. Вполне возможно, что выплака металла из руды появилась вначале как "побочный продукт" изготовления керамической посуды. А поскольку эта посуда - до появления гончарного круга - производилась руками женщин, покровительство Великой Матери могло перейти и на кузнецов, занимавшихся плавкой руды (по крайней мере, в начале) в женских местах, на женской территории, в ведомстве "хозяйки огня".