Богиня женских таинств.

Oct 20, 2020 20:31

О. В. Богатова пишет:

"Богиня женского творческого начала, женской, плодоносной силы Кибела особо почиталась женщинами, которые могли наравне с мужчинами занимать высшие должности в жреческой иерархии. На какие-то недоступные для мужчин и подозрительные таинства "фригийской богини с её гуляниями в честь неудавшейся любви к пастуху" намекает Лукиан (D. Amor., 42). По-видимому, неслучайно и отождествление Кибелы с женской Bona Dea римлян, о чём свидетельствуют Плутарх (Caes., 9), Ямвлих (De myst., lll,10) и Макробий (l, 12, 20-21)."

Теперь посмотрим, что сообщает Википедия о Благой богине:

"Изображения Благой богини преимущественно представляют собой женщину с рогом изобилия в одной руке и чашей со змеёй в другой.

Ежегодно 1 мая и в начале декабря в её честь совершались таинства, на которые допускались исключительно замужние женщины и весталки. В мае их проводили в храме, а в декабре - в доме одного из высших должностных лиц (консула или претора). На время проведения мистерий мужчины удалялись из дома. «Изгнанию» подвергались даже домашние животные мужского пола, а фрески и статуи, изображавшие мужчин, завешивались тканью. Таинством руководили весталки и хозяйка дома. Женщины настолько свято хранили тайну того, что происходило в эту ночь, что у современников отсутствует понимание сути происходившего. Оценка мистерий в «Сатирах» Ювенала, описывающих событие как развратную оргию, не находит признания у современных антиковедов.

Храм Благой богини в Риме располагался на северо-восточной части Авентинского холма рядом с Большим цирком. Вход на территорию храма был доступен только женщинам и категорически запрещён мужчинам. Согласно Макробию, в нём хранился большой запас лекарственных трав. Территория вокруг храма служила прибежищем змеям, поскольку их, как связанных с культом богини, там никто не уничтожал".

Любопытно эта связь "горной" богини со змеями. Сразу вспоминается наш сказочный Змей Горыныч.

Насколько я понимаю, мифотворческие процессы везде и всюду развивались по одинаковому сценарию, но в одних местах "развёртывание" мифа в ритуал совершалось в полной форме, тогда как в других местах - лишь в самых зачаточных формах. Я имею в виду, например, таинство под названием кумление (или посестринство); присутствие мужчин на таких таинствах было святотатством. Можно привести и другие примеры из славянского язычества, где угадываются те же мотивы, что и в более развитых культах древней Эллады. Словно кто-то посеял по всей земле одни и те же семена, но в одних местах они превратились в высокие подсолнухи с широкими шляпками, а в других местах едва "проклюнулись" из-под земли.

мистерии, Кибела

Previous post Next post
Up