Про Монтана, основоположника раннехристианского движения
монтанистов, рассказывают, будто он был жрецом Кибелы до своего обращения в христианство. Церковные историки Евсевий и Епифаний сообщают к тому же, что он, во время посвящения в таинства этой богини, находясь в состоянии исступления, сам оскопил себя, тем самым доказав свою преданность и верность этой языческой богине.
Как сообщает Википедия, "течение [монтанистов] возникло после того, как бывший языческий жрец Монтан из Фригии (на границе с Мизией), обратившись в христианство (около 156 года), не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки и стал проповедовать живое духовное общение с Божеством, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах, то есть особых дарах Святого Духа, преимущественно в пророческом даре".
Здесь необходимо сделать маленький экскурс в историю. Как говорит О. В. Богатова в своей монографии "Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности (К проблеме религиозного синкретизма в античности)", "большая часть Малой Азии в до-греческие времена была разделена на теократии". То есть во главе округи находился жрец Кибелы, "царь-жрец". Но самое интересное в данной истории то, что жрецом богини мог быть лишь скопец. Следовательно, и все цари были тоже скопцами! Это просто изумительно-гениальное решение вековечной проблемы
непотизма (или кумовства) во власти. У скопца нет ни жены, ни детей, ни любовниц, ни друзей среди мужчин, поэтому он не слышит назойливых просьб пристроить деток на "тёплое местечко". А ведь предоставление привилегий родственникам или друзьям независимо от их профессиональных качеств (например, при найме на работу) стало настолько распространённым в современной России, что её общественный строй впору называть "блатнизмом".
Итак, Пессинунтом управляли цари-жрецы Аттис и Баттак. Это подобно тому, как если бы в царской России, например, во главе города Задонск стоял игумен Задонского монастыря.
Можно пофантазировать и представить себе, какой была бы Россия, если бы путь во власть начинался с пострижения в монахи. Если бы на пост градоправителя могли претендовать лишь схимонахи, то есть монахи, принявшие великую схиму, иначе - великий ангельский образ.
Я недавно смотрел на телеканале "ТТ" ("ТелеТеатр") современную постановку гоголевского "Ревизора". Совершенно гениальная постановка. Там градоначальник напоминает гопника, причём на нём одето что-то типа фелони православного священника, но при этом ещё что-то и от полицейской формы. Ну и ведут себя бюрократы так, будто все они с самого детства "мотали срок" в лагерях и только вчера "откинулись" с зоны.
То была фантазия, а это - реальность.
Да, и здесь надо ещё вспомнить про Крит. Если там и были цари, то наверно такие же "цари"-жрецы, как в до-греческой Анатолии. Потому что крито-минойская культура явилась органическим продолжением неолитических культур Ближнего Востока. С большой долей уверенности можно сказать, что и на Крите существовала теократическая форма правления.
Между прочим, в православии Великую схиму принимают не только мужчины, но и женщины.
Схимонахиня София.
А вместе с Монтаном подвизались две пророчицы Приска (или Присцилла) и Максимилла.
В связи с этим можно предположить, что на Крите были не только "цари"-жрецы, но и "царицы"-жрицы. Типа, как у древних иудеев была такая судья по имени Девора (ивр. דְּבוֹרָה [Дво́ра] букв. «пчела»).
Можно предположить, что потому Монтан встал в оппозицию к христианскому епископату, что чувствовал себя потомком древних "царей"-жрецов Кибелы.