О жрецах Юстиции.

Sep 24, 2020 09:39



"Ульпиан называет учёных правоведов justitiae sacerdotes [1], и это выражение в устах родившегося в Тире юриста, безусловно, является не просто фигурой речи. Из слов Ульпиана можно заключить, что по древнему обычаю его родины хранителями и попечителями науки о праве были жрецы Афродиты, подобно тому как храм Асклепия, как представляется, был тесно связан с изучением медицины. Как имущественное равенство, так и равенство личного состояния всех людей являются установлением Афродиты. Согласно материнскому праву все люди одинаково свободны, ср. Институции Юстиниана (I, 3, 2): servitus autem est constitutio juris gentium, qua quis dominio alieno contra naturam subjicitur [2]. Servitus [3] принадлежит не материальному ius naturale [4], a ius gentium [5]. Потому освобождение раба совершается через надевание яйцевидной шапки: вольноотпущенник возвращается в прародительское яйцо Леды-Немезиды. В святилище Феронии при Анксуре раб становится свободным (Сервий, Комментарии к «Энеиде», VIII, 564). Все материальные природные божества природы суть божества свободы. На них не простирается гражданский закон. Так, Вакх называется Liber, Ариадна - Libera [6], Дионис - Ελεύθερος [7] (Гигин, Мифы, 225). Свои вещественные дары Немезида поровну разделила между всеми. Она есть источник и хранительница всякого права.

Ледой называют саму Немезиду. Однако нередко между ними проводится и различие: Немезида производит на свет яйцо, Леда же высиживает и оберегает его. В основе такого представления лежит отношение Праматери к смертной женщине. При каждом рождении земная женщина оберегает яйцо праматери Немезиды. Ребёнок, появляющийся из него - Елена, - в сущности, является отпрыском Немезиды. Однако Леда вскармливает его молоком, как своего собственного. Larnax, ларец, в котором хранится яйцо, - это само материнское тело, это циста Деметры, в тёмном чреве которой («комнате, Zimmer») совершается таинство зарождения новой жизни. В каждом рождении женщина становится Немезидой; смертная мать не имеет иного предназначения, как оберегать первобытное яйцо, воспроизводя его из рода в род. Именно в этом отношении замещения и заключается святость женщины, заключается основа её владычества, заключается, наконец, и особая тяжесть вины матереубийства, отомстить за которое восстаёт сама Немезида-Эриния".

И. Бахофен снова говорит о каком-то непонятном "материальном ius naturale", словно законы, как грибы, сами собой произрастают из земли. Это верно, что первобытное законотворчество связано с женским полом, ибо женщины, как слабый пол, заинтересованы в установлении правовых отношений. Наверно, всё началось с менструального табу, а затем женщины, под разными предлогами, постепенно расширяли этот период "неприкосновенности". И здесь, я думаю, никак не обошлось без религии. Все эти многочисленные посты, на время которых запрещаются сексуальные отношения, - они же не с христианством появились, они существовали и прежде христианства. Служение Богине расширяло и углубляло женскую "территорию свободы". Так что здесь имеет смысл говорить о jus divinum, а не о ius naturale.  
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Жрецами юстиции (лат.). - Примеч. перев.

[2] Рабство же есть установление права народов, по которому кто-либо подпадает под господство чужого лица вопреки законам природы (лат.). - Примеч. перев.

[3] Рабство (лат.). - Примеч. перев.

[4] Естественному праву (лат.). - Примеч. перев.

[5] Праву народов (лат.). - Примеч. перев.

[6] Свободный, свободная (лат.) - Примеч. перев.

[7] Свободный (др.-греч.). - Примеч. перев.

закон, материнское право, Бахофен

Previous post Next post
Up