К социальному миру через "товарищество по жене".

Sep 13, 2020 16:59

Все мы знаем, что киевский князь Владимир женился на византийской царевне Анне. При этом вполне очевидно, что сама Анна вовсе не горела желанием выходить замуж за "тавроскифа". С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.» Понятное дело, что Анну выдавали замуж за варвара в политических целях: не станет же зять нападать на владения своего тестя. Таким образом, Анну как бы приносили в жертву ради умиротворения северных варваров.

Если покопаться в истории, то можно найти множество подобных примеров.

И, я думаю, не только цари и императоры отдавали своих дочерей замуж в целях умиротворения потенциальных врагов, но такие же обычаи существовали и у самых примитивных племён.

И. Бахофен приводит следующее известие о жителях Балеарских островов (Диодор, Историческая библиотека, У 18): «Есть у них и весьма странный брачный обычай. Во время свадебного пира с невестой первым соединяется старший из друзей и знакомых, а затем и все остальные в порядке старшинства, жених же бывает последним, кто удостаивается этой чести».

И вот как Бахофен комментирует этот обычай:

"Естественному закону материи узы брака чужды и даже враждебны. Исключительность брака ущемляет права Матери-Земли. Не для того Елена наделена всеми прелестями Пандоры, чтобы ею безраздельно владел лишь один мужчина. Нарушая супружескую верность и уходя вслед за прекрасным Александром в Илион, она не столько творит свою волю, сколько повинуется заповеди Афродиты и влечению женской природы. <...> Потому прежде вступления в брак женщина должна умиротворить оскорблённую Мать-Природу периодом свободного гетеризма и искупить целомудрие matrimonium временным распутством. Гетеризм первой брачной ночи, который мы наблюдали на примере авгильских, балеарских и фракийских женщин, покоится на этой идее: это жертва, приносимая вещественной матери-природе, чтобы примирить её с последующим целомудрием брака. Потому жених лишь в последнюю очередь удостаивается чести познать свою супругу - чтобы постоянно обладать женщиной, мужчина должен сперва предоставить её другим".

По-моему, сильно надуманное и натянутое объяснение. Намного более рациональным выглядит объяснение, согласно которому молодой муж делится своей женой с товарищами ради социального мира. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Зачем прибегать к насилию, если то же самое можно получить без насилия у друга на свадьбе?

Тем более, что сам же Бахофен чуть дальше пишет: "Принципу любви противостоит принцип вражды, и оба они достигают наивысшей меры развития. Объединение является здесь функцией женщины, разделение - мужчины. С этой точки зрения свобода половых отношений внутри отдельного рода представляется необходимым средством, позволяющим человеку на той стадии культурного развития создавать сколь бы то ни было крупные и устойчивые сообщества".

В качестве иллюстрации, подтверждающей верность данного тезиса, можно привести брачные обычаи чукчей.

"Источники XVШ-XIX вв. зафиксировали традицию обмена жёнами у чукчей. «Товарищество по жене» состояло в том, что мужчины заключали между собой договор дружбы, согласно которому каждый из них имел право на жену своего друга, т. е. по сути это был брачный союз между несколькими брачными парами. В этот союз входили люди, ведущие раздельно хозяйство и живущие на разных стойбищах, в него могло входить до 10 и более супружеских пар. Супружеские права осуществлялись сравнительно редко во время поездок на стойбище «товарища по жене». Каждый «товарищ по жене» брал к себе жену другого, жил с ней несколько месяцев и затем возвращал её мужу. Случалось, что он оставлял её у себя на более долгий срок или даже навсегда [Богораз-Тан В. Г. Чукчи. Социальная организация. Л., 1934. Ч. 1. с. 135-136].

"В конце XIX в. групповой брак охватывал значительную часть чукотских семей. Чаще всего членами такого брачного союза были двоюродные и троюродные братья, не жившие в одном стойбище, и люди, не связанные родством. Вступление в «товарищество по жене» оформлялось так же, как и настоящий брак: совершалось помазание кровью, жертвоприношения и т. д. «Товарищи по жене» считались принадлежащими к одному огню. Заключившие такой союз мужчины рассматривались как родные братья, общими становились их жёны и дети."

"В. В. Пуя, 19бб г. р., уроженец с. Конергино, вспомнил случай из детства, когда в тундре крепко поссорились и подрались два мальчика. Матери мальчишек поочерёдно ругали их, в конце концов объяснив, что они родственники, братья по крови. Информант, современный образованный мужчина, отвечая на вопросы о семейных обычаях, заключил: «Вообще у меня было ощущение, что и в посёлке и в тундре было товарищество, и это было для меня не удивительно. Никто просто не говорил об этом прямо, вслух, в основном намеками, шутили, указывая на этих людей».

Итак, мы видим, что в тундре было товарищество. Очевидно, к тому же идеалу общежития стремились и балеары. Кстати, и т. наз. "священная проституция" практиковалась в тех же целях поддержания социального мира. Объяснение Бахофена, будто тем самым женщины приносили жертву Матери-Земле, на самом деле, ничего не объясняет. Да, самопожертвование здесь налицо, и может быть жертва приносится на алтарь Афродиты, но только смысл жертвы совсем иной. Известно, что во время войн самой желанной добычей солдатни являются женщины осаждённого города. А здесь вавилонянки, предлагая себя иностранцам в рощах Милитты, тем самым как бы говорили: не надо воевать и кровь проливать, мы и так можем дать вам то, что вы желаете.

социология, смысл самопожертвования, брак, Бахофен

Previous post Next post
Up