Ещё немного о гарамантах.

Sep 13, 2020 11:44

В продолжение записи Гарамантида.

Судя по всему, гараманты были смешанным народом, в расовом отношении, если вообще позволительно говорить о них как о народе.

Историк и этнограф А. Д. Дридзо считал гарамантов объединением нескольких этносов, различных по своему хозяйственно-культурному типу. Во многом развивая мысли А. Д. Дридзо, Ю. М. Кобищанов считает, что следует говорить о собственно гарамантах - господствующей этносоциальной группе, затем о низших этносоциальных группах Гарамы, среди которых были и потомки аборигенов, и потомки рабов различного происхождения, наконец, о периферийных этносах, подчинённых Гараме. Все они входили в состав Гарамантского царства, в рамках которого осуществлялось взаимодействие культур; постепенно складывалось не только социально-политическое, но и культурное единство Гарамантиды (при этом ведущая роль принадлежала средиземноморским культурным элементам), происходило и некоторое сглаживание антропологических различий. Собственно гараманты как этнос сложились в Гараме, но среди их предков были, вероятно, выходцы из Эгеиды, смешавшиеся в северной части нынешней Ливии с берберами, а в Феццане - с аборигенами этой страны гор, сухих степей и оазисов и, наконец, с темнокожими невольниками, приводимыми из внутренних районов Африки.

Что касается выходцев из Эгеиды, то, скорее всего, это были потомки греков-ахейцев, представители микенской культуры. По-видимому, их следует считать "беженцами", покинувшими Элладу во время нашествия т. наз. "народов моря". Собственно, эти завоеватели были "народами моря" лишь для египтян, потому что приплывали, как позднее норманны, с севера. А для греков-ахейцев они являлись пришедшими со стороны Фракии дорийцами. Мы знаем, что какая-то часть греков-ахейцев бежала, спасаясь от диких дорийцев, в Анатолию, другая часть направилась в Левант (филистимляне), а третья часть, наверно, переправилась на африканское побережье.

В общем, картина выстраивается такая. Под давлением дорийцев многие прежние обитатели Греции мигрировали на восток, в Малую Азию и на острова Эгейского моря, на юг, в Ливию, Египет и Эфиопию, и на запад, где ими были основаны такие колонии, как Гадес (Кадис) в нынешней Испании, Массилия (Марсель) во Франции и многочисленные поселения в Италии, образовавшие Великую Грецию (Magna Graecid). Впоследствии именно греческие колонии в Италии дали рождение раннеримской культуре.

В Сахаре находят рисунки гарамантов, о которых упоминают античные авторы, описывая племена Ливии. Прежде всего это боевые колесницы, запряженные двумя или четырьмя лошадьми и управляемые одним или двумя возницами. Отдельные изображения колесниц, найденные на караванных путях между Тассилин-Аджером и Гао, в частности на юге Адрар-Ифораса, указывают на то, что гараманты совершали далёкие походы и, возможно, доходили до Нигера. У критян тоже были такие колесницы. Но вряд ли они были критянами, поскольку те не могли существовать без моря, а гараманты сознательно ушли от побережья в глубь материка, отгородившись от врагов пустыней.

Скорее всего, гараманты, если под ними разуметь греков-ахейцев, были совсем немногочисленны, может быть даже всего две-три сотни воинов, но, собранные в боевой "кулак", они смогли навязать своё доминирование местным ливийским племенам. Ну а затем всё развивалось по классическому сценарию, как, например, в Междуречье, где вторгшиеся "черноголовые" шумеры "держали шишку" над местным населением субареев.

Если это так, то, конечно, придётся признать, что автохтонное население Феззана (или Феццана) к приходу греков-ахейцев построило самобытную земледельческую цивилизацию. Сердцем, центром Гарамантиды было вади (так арабы называют сухие долины в пустынях) Аль-Аджьяль, где находилось большинство гарамантских поселений, включая Гараму. И вот на этой равнине до сих пор видны следы древней цивилизации: от гор, словно бусы, тянутся цепочки холмиков. То входы в построенные гарамантами подземные галереи (фоггары), дренировавшие влагу водоносных горизонтов и направлявшие воду к оазисам. Такие сооружения позволяли избежать весьма значительных в пустыне потерь воды, сберечь её от испарения. Строительство фоггар требовало точных инженерных расчётов и тщательного исполнения: по всей длине фоггары надо было соблюдать равномерный и очень незначительный перепад высот - миллиметр или даже меньше на метр. Трудно представить себе усилия, потребовавшиеся для сооружения таких тоннелей, если длина каждого составляет несколько километров. А ведь работы проводились лишь при помощи мотыг да корзин для переноски земли!

То есть аборигенное население было довольно-таки развитым в культурном отношении. Другое дело, что вокруг тех мест проживали "эфиопы", находившиеся на первобытном уровне. Очевидно, гараманты охотились на этих эфиопов, используя свои боевые колесницы, использовали их в качестве рабсилы и продавали пунам и римлянам.

Что касается колесниц, то мы знаем, что они появились ок. ll тыс. до н. э. также и в Египте. Вполне возможно, что это новшество никак не связано с греками-дорийцами. Использование гарамантами колесниц, о которых сообщал Плиний, было доказано обнаруженными П. Грациози наскальными рисунками с изображением колесниц, запряженных лошадьми. Но, так или иначе, у кого вначале появились лошади + колесницы, те и стали доминировать во всей Сев. Африке. Гарамантида занимала ~ 4 млн кв. км.



Это больше, чем современная европейская Россия. И это была не пустыня. В римские времена - полупустыня со множеством оазисов. А ранее - степь, саванна. Кроме того, сам факт возможности караванной торговли и походов на лошадях (верблюд получил заметное распространение в Сахаре только в IV-V вв. н. э.) говорит о том, что опустынивание Сахары ещё не было столь полным, как в наше время. Специальные исследования почв, проводившиеся в Ливии, подтвердили этот вывод, так как, по их данным, резкое уменьшение количества влаги в ливийских почвах произошло около 1,5 тысячелетия тому назад.

В общем, в Гарамантиде обитало весьма пёстрое, в этническом отношении, население. Если и неверна наша гипотеза о греках-ахейцах, всё равно это место веками притягивало к себе всякого рода беглых "казаков". В последующем в Гарамантиду начали переселяться жители побережья, спасавшиеся от войн, опустошавших Северную Африку. В центре же Сахары вновь прибывшие получали возможность жить в мире и безопасности. И, конечно, благодаря своим торговым связям, Гарамантида была известна по всему Средиземноморью. Ну, примерно, как у нас ныне все знают про Сибирь. Хотя охотников переселиться туда всегда было мало. Только в самом крайнем случае, когда деваться некуда, когда внешние обстоятельства принуждают. Так, в своё время, в Сибирь уходили староверы. И есть гипотеза, что элиту гарамантов составили не микенские греки, а более древние жители Эгеиды. Не исключено, что Гара восходит к имени богини пчеловодства Кер, K'pe или Кар, в честь которой называли себя анатолийские карийцы. Существуют и другие теории.

О том, что древние ливийцы были белой расы, свидетельствуют египетские изображения (из иноземных послов первый слева - ливиец).



Но, опять же, из-за "многослойности" населения Гарамантиды мы никак не можем определить, какой это ливиец - из автохтонного или из пришлого гаселения.

Первым из древних греков, упомянувшим гарамантов, был Геродот. Он писал, что "в десяти днях пути от Авгил - опять соляной холм с источником и множеством плодоносных финиковых пальм... Там обитают люди по имени гараманты (весьма многочисленное племя). Они насыпают на соль землю и потом засевают. Отсюда - кратчайший путь к лотофагам, именно тридцать дней. В земле гарамантов есть также быки, пасущиеся, пятясь назад. Пасутся же они, пятясь назад, вот почему. Рога у них загнуты вперёд, и из-за этого-то они и пасутся, отступая назад; вперёд ведь они не могут идти, так как упираются в землю рогами. В остальном они ничем не отличаются от прочих быков, только кожа у них потолще и на ощупь (мягче). Так вот, эти гараманты охотятся на пещерных эфиопов на колесницах, запряженных в четвёрку коней. Ведь пещерные эфиопы - самые быстроногие среди всех людей, о которых нам приходилось когда-либо слышать. Эти пещерные жители поедают змей, ящериц и подобных пресмыкающихся. Язык их не похож ни на какой другой: они издают звуки, подобные писку летучих мышей" (История, IV, 183).

В тропической Африке действительно есть языки с "цокающими" звуками. Тут Геродоту можно верить. Про быков же, которые "упираются в землю рогами" и из-за этого не могут идти вперёд, - похоже на басню. Хотя и тут что-то есть. В Судане действительно имеются быки с неестественно большими рогами



но те быки не упираются ими в землю.

Большинство комментаторов Геродота, за небольшим исключением, единодушно отмечают, что в этом отрывке у древнегреческого историка "гараманты" ошибочно смешиваются с пещерными жителями-эфиопами. И вот это смешение ставит перед нами проблему. Когда, например, Плиний пишет, что "гараманты, не вступая в брак, живут с женщинами без разбору", кого здесь нужно иметь в виду - собственно гарамантов или эфиопов? Да и само это - "живут с женщинами без разбору" - как понимать? Это может свидетельствовать лишь об отличии гарамантских брачных норм от римских. А можно истолковать и так, как это сделал Бахофен: дескать, они там занимаются "свальным грехом", как в простонародных быличках про сектантов-баптистов, "тушат свет и кто кого поймает, тот с тем и занимается сексом".

Вполне реалистично предположение, что гараманты ассимилировались среди берберских племён, в частности тех, которые известны под этнонимом туареги. Это наименование они получили от завоевателей-арабов, и означает оно «отвергнутые Богом» - за длительное и упорное сопротивление исламизации. Самоназвание же их - имошаг - означает «свободные» (люди).

У гипотезы об участии гарамантов в формировании туарегских племён есть ряд аргументов. Социальная стратификация у них, как и у гарамантов, полностью совпадала с расовой дифференциацией: высшую ступень занимали европеоидные ливо-берберы (ахаггары, воины-аристократы; у гарамантов в этот верхний социальный слой входили - до полной их ассимиляции - эгейцы). Следующие ступени социальной иерархии занимали люди (группы, племена) эфиопиоидного и негроидного происхождения. Википедия по этому поводу сообщает:

"Традиционное туарегское социальное деление ещё включает в себя деление на касты. Касты:
  • Благородные или знать - владеют стадами верблюдов.
  • Блюстители веры или духовные наставники - инеслемены.
  • Вассалы - имгады, занимающиеся разведением коз.
  • Рабы - икланы.
  • Кузнецы - инедены.
Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы".

У туарегов есть легенда, что корни их идут от легендарной праматери и великой правительницы, царицы Сахары - Тин-Хинан, которая была амазонкой и пришла в Хоггар со своей служанкой из южной области нынешнего Марокко, называвшегося Тафилалет.

Мало кому известно, но помимо широко известных причерноморских амазонок и задолго до них существовали ливийские амазонки. Некогда жили они в Ливии, у подножья Атласа, на берегу озера Тритониса, сообщает Диодор очень древнее сказание об амазонках; но изгнанные оттуда страшным землетрясением - может быть, концом Атлантиды, - иссушившим озеро и превратившим его в солончаковую степь - часть нынешней Сахары, бежали они на Крит и в Малую Азию под предводительством царицы Мирины, чья память сохранилась у Гомера.

Представляет безусловный интерес, что само название "амазонки" созвучно самоназванию берберов "имошаг".



берберы, Африка, расология, амазонки

Previous post Next post
Up