Гарамантида.

Sep 12, 2020 19:51

Огромный интерес, в плане исследования матриархальных устоев, представляет Гарамантида.



Гарамантида была уникальным для античности явлением - самобытной цивилизацией, возникшей в пустыне (единственным аналогом ей была, пожалуй, лишь Пальмира). Власть в царстве находилась в руках знати, занимавшейся торговлей и сбором налогов. Гараманты играли при этом роль “господствующего класса”. Основное же население составляли берберы. Жили на территории царства и “чёрные эфиопы” - таинственная, полностью исчезнувшая раса, населявшая Сахару с незапамятных времён.

Столица царства, Гарама, была большим, окружённым мощными стенами городом, вытянувшимся на 5 километров с запада на восток и на 3,5 километра с севера на юг. Её расцвету способствовало, в частности, падение Карфагена. Когда в 146 году до н. э. римляне уничтожили богатый Карфаген, его уцелевшие жители, а среди них немало искусных зодчих и строителей, бежали в Гарамантиду.

Гарамантида уникальна в том отношении, что чем глубже мы заглядываем в её древность, тем более густонаселённой мы видим её. 3000 лет назад Северная Африка была менее засушлива, чем сейчас, а 5 000 лет назад там ещё текли реки.



Русло бывшей реки Таманрассет.

Французский археолог Анри Лот имел все основания констатировать, что «Центральная Сахара была в период неолита одним из самых населённых центров первобытного общества <…> в этой некогда покрытой необозримыми пастбищами пустыне существовали многочисленные и отнюдь не легендарные культуры».

Последнее усыхание Сахары, продолжающееся и в наше время, началось в III тысячелетии до н.э. Как виделось талантливому российскому историку и этнографу Ю. К. Поплинскому, именно к этому периоду относится начало сложения гарамантского этноса и гарамантской цивилизации: совершался синтез «этнического суперстрата (эгейцев) и этнического субстрата (ливийцев), в результате чего впоследствии возник новый этнос - гараманты».

И. Бахофен смотрит на гарамантов через "призму" древнеримских источников, а эти источники являются не более чем "кривым зеркалом". Ведь римляне воевали с Карфгеном, а через Гарамантиду проходил торговый путь в Египет, Аравию и страны Леванта. Благодаря ему карфагеняне смогли вести длительные войны с римлянами, избегая блокады, когда на море шли боевые действия, а прибрежные дороги оказывались перерезаны противником. Поэтому надо полагать, что если древнеримские авторы и писали что-либо о Карфагене или Гарамантиде, то исключительно одни гадости.

Имея это в виду, обратимся к тому материалу, который приводит И. Бахофен в своём "Материнском праве".

"В известиях о гарамантах - большом эфиопском племени, - речь идёт в первую очередь лишь об общности жён. Солин (Полигистория, 30, 2-3): Garamantici Aethiopes matrimonia privatim nesciunt, sed vulgo omnibus in venerem licet (лучше было бы сказать in venerem ruere licet, как у Горация: in venerem ruentis tauri [1]). Inde est, quod filios matres tantum recognoscunt: paterni nominis nulla reverentia est. Quis enim verum patrem noverit in hac luxuria incesti lascivientis? Eapropter Garamantici Aethiopes inter omnes populos dégénères habentur: nee immerito, qui afflicta disciplina castitatis successionis notitiam ritu improbo perdiderunt. [2] - Помпоний Мела (О положении Земли, I, 39): Nulli certa uxor est. Ex his qui tarn confuso parentium coitu passim incertique nascuntur quos pro suis colant formae similitudine agnoscunt. [3] Плиний Старший (Естественная история, V, 8): Garamantes matrimoniorum exsortes passim cum feminis degunt [4]. Наконец, Марциан Капелла (О бракосочетании Филологии и Меркурия, VI, § 674): Garamantes vulgo feminis sine matrimonio sociantur [5]. Потому и Aco, эфиопская царица, связывается с 72 заговорщиками, чтобы погубить Осириса, истинного супруга Исиды, согласно мифу, изложенному Плутархом (Об Исиде и Осирисе, 13). Хотя нигде и не упоминается о том, чтобы эфиопские гараманы предавались публичным совокуплениям, однако это представляется весьма вероятным. На эту мысль наводит нас уже символ собаки, которую эфиопы считали высшим воплощением своего божества" [6].

Эх, если бы до нас дошла "История этрусков" в двадцати книгах да "История Карфагена" в восьми книгах императора Клавдия! А по этим "огрызкам", что собрал Бахофен, нельзя получить адекватное представление о культуре Гарамантиды.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Здесь Бахофен предлагает восполнить недостающий в тексте латинский инфинитив ruere «предаваться (любовным наслаждениям)». - Примеч. перев.

[2] Эфиопы гараманты не ведают брака, а предаются любовным наслаждениям сообща. Поэтому детей у них признают за своих только матери, а к отцовскому имени никакого уважения нет. Да и кто бы мог узнать настоящего отца в этом разгуле сладострастного смешения? Поэтому эфиопы гараманты считаются у всех народов за выродившихся, и не без причины, поскольку вследствие отвратительного обычая они вместе с осквернённой чистотой утратили понятие о преемственности. (Перевод с лат. И. И. Маханькова). - Примеч. перев.

[3] Жёны у гарамантов общие. При таком беспорядочном браке мужчина усыновляет тех детей, которые внешне похожи на него, и заботится о них, как о своих. (Перевод с лат. С. К. Апта) - Примеч. перев.

[4] Гараманты, не вступая в брак, живут со всеми женщинами без разбора (лат.). - Примеч. перев.

[5] Гараманты распутно сходятся с женщинами, не вступая в брак (лат.). - Примеч. перев.

[6] В ливийских горах Тадрарт-Акакус учёные обнаружили любопытные петроглифы:


Источник картинки.



Прорисовка.

берберы, Африка, Бахофен

Previous post Next post
Up