О лабиринте.

Aug 21, 2020 17:09

Прочитал на форуме "Новый Геродот" ветку дискуссии о функциональном предназначении древних лабиринтов и законспектировал самое главное.

Очевидно, лабиринт не принадлежит индоевропейскому миру. Убийство древнегреческим (=арийским) героем Тесеем Минотавра в лабиринте говорит о враждебности последнего потомкам арийских переселенцев в Элладе. Вспомните еженочную эпопею Ра, а также приключения различных "солнечных" (=патриархальных) богов и героев: Диониса, Геракла, Тесея и др. Для всех них путешествие по "лабиринту" загробного мира весьма опасно, они не чают живыми вернуться [1].

Г. Керн в своём исследовании "Лабиринты мира" пишет: "Существует на удивление большое количество рукописей, в которых город Иерихон либо представлен в виде лабиринта, либо располагается в центре лабиринта". В связи с чем tmt делает замечание на форуме Новый Геродот:

"Неужели город Иерихон был символиком лабиринта?


Такое было на Крите и в Египте - там есть лабиринты, но не города-лабиринты..
Может строение города Иерихона было аналогично лабиринту и он таил в себе смысл первоначального значения лабиринта?
А разрушение Иерихона носило тот же смысл что и миф о Минотавре - когда Тесей убивает Минотавра?
Таким образом выражая победу новых культов над старыми?
Матриархальный (старый) пантеон богов меняется на патриархальный (новый) а "солнце женщина" - становится "солнце-мужчиной"!?"


«На камнях мегалитических гробниц вырезаны символы регенерации, жизнепорождающей влаги и жизненной энергии (чашевидные знаки, концентрические круги с точкой посередине, концентрические дуги, извивающиеся и свернувшиеся змеи, бычьи головы (символ матки), треугольники, ромбы, песочные часы, зигзаги и лунные циклы) или сама Богиня Возрождения, украшенная резными изображениями лабиринтов, вульв и грудей.»
(Гимбутас М. Великая богиня. - М., 2006, с. 443)

Похоже на то, что лабиринты как-то связаны с культурой мегалитов. Во всяком случае, все этапы становления символа лабиринта прослеживаются в Старой Европе, начиная с неолита. Первые классические лабиринты зафиксированы в Испании, Франции, Сев. Италии. Далее уже - Средиземноморье, Сев. Африке и Малой Азии. То есть, судя по всему, распространение символа шло с запада на восток.

Слово "лабиринт" этимологически связано с понятием «камень» (Керн Г. Лабиринты мира. - СПб., 2007, с. 12). Суффикс -inthos был типичным суффиксом, образующим топонимы в том языке, с которым греки столкнулись в результате миграции (ок. 2000 до н. э.). Можно сравнить с древнейшими догреческими топонимами - Коринф, Тиринф. Возможно, компонент "ινθος" означает "крепость". Тогда "лабиринт" (др.-греч. λαβύρινθος) будет означать "каменная крепость", что близко по смыслу мегалитическим сооружениям.

Среди руин кносского "дворца"-лабиринта была обнаружена табличка, датируемая примерно 1400 г. до н.э., с текстом, расшифрованным как "Потнии лабиринта (da-pu-ri-to-jo), 1 кувшин мёда". А так как da-pu-ri-to-jo, понятое, как архаическая форма laburinto, означает "большой каменный дом", то текст, вероятно, означает, что Владычице Большого дома (дворца) был пожертвован 1 кувшин мёда.

Не только на Крите «лабиринт», так или иначе, связан с камнем - рельефы святилища в Нью Грейндж, рисунки в нурагических постройках Сардинии, многочисленные петроглифы III - II тыс. до н.э. в различных местах от Испании до Кавказа, как например петроглиф из Северной Осетии, примерно II тыс. до н.э.:



Serg очень интересно толкует образ лабиринта: "Просто лабиринт не являлся изображением какаго-то строения. Даже о пещере стоит говорить осторожно. Главное - это план строения мира. Пусть и не всего, а только его пограничья. Снаружи находимся мы, по ту сторону - духи. Есть другой известный аналог этого "портала" - избушка Бабы-Яги. Даже любая могила выполняла ту же функцию".

Ему вторит pan: "Избушка Бабы-Яги - пример хороший. Только необходимо уточнить, что «лабиринтом» в данном случае является лес, окружающий избушку, и который герою необходимо пройти и найти в этом лесу избушку. В сказках герой идёт «куда глаза глядят», так же как в лабиринте, где идти можно только вперёд, т.е. туда, куда «глядят глаза», или куда его ведёт волшебный клубок (колечко, шарик и пр.) т.к. никакого другого пути нет, если, конечно, не повернуться и уйти обратно. Но такой выход не для героя. Он должен пройти этот путь - путь скитаний ( образно - тёмный лес, лабиринт). Сама же избушка (дворец из лазурита, хижина и т.п.) - потустороннее место («страна без возврата», царство мёртвых, место обитания смерти, Аида, Эрешкигаль, Бабы-Яги, Минотавра и т.п.) - это «центр лабиринта».

Ещё более интересные сведения Serg приводит о кносском "дворце"-лабиринте: "Вот таинственное подземелье Минотавра!!! ГИПОГЕЙ. В том месте, где впоследствии помещался южный вход в кносский дворец, в конце III тысячелетия находилось целиком вырубленное в мягкой породе материка подземное сооружение (гипогей). Оно имело круглую форму и было перекрыто куполом высокого яйцеобразного профиля. Спускались в него на глубину 15-16 м по спиральной лестнице, вырезанной в той же породе. Гипогей был засыпан при постройке кносского дворца, его точное назначение неизвестно."



"Гипогей имеет форму яйца, что ещё раз доказывает связь с утробой матери", - замечает tmt. - "На Мальте есть подземные пещеры и ходы - сложной системы - настолько сложной, что там пропадали люди. Чем не лабиринт?"

-------------------------------------------------------
[1] Вот в этой опасности, в инициатических трудностях и испытаниях, в прохождении определённого цикла блужданий в «тёмном месте» (пещере, загробном мире, преисподней, матке и пр.) и заключается главный смысл лабиринта - в возвращении из «тёмного места» в новом качестве. А трудный путь, преграды - это то, что между нашим миром и потусторонним. Между мирами живых и мёртвых. Туда могут проникнуть в бестелесном виде только особые люди (шаманы и т. д.). Древние боялись прямого соприкосновения этих миров. Это как встреча материи и антиматерии. Этим, кстати, объясняется и тщательная закупорка гробниц (дольменные пробки).

Баба-Яга, лабиринт, мегалиты

Previous post Next post
Up