Рождение сверхсознания.

Apr 03, 2020 18:05

Днём копал огород и слушал, как маленькая девочка у соседей в саду наверно полчаса кричала: "Ма-а-а! Ма-а-а! Ну, ма-а-а!" А мне слышалось: "мя-а-у! мя-а-у! мя-а-у!" Так мартовские кошки мяукают "дурным голосом", когда гуляют. Наконец, видимо, мама пришла, потому что девочка "сменила пластинку" и вместо "мяу" стала кричать "это не я первая!" Вслед за этим она совсем распустила сопли и залилась слезами...

Родителям сейчас не позавидуешь, особенно тем, которые живут в маленьких квартирках. Если целый день слушать это "мяу-мяу", то к вечеру чокнуться можно. Это ж надо обладать ангельским (или ослиным) терпением, чтоб не "сорваться".

Ну а мы продолжаем наши безмятежные "штудии" матриархата.

С. Г. Фатыхов в своей статье "МАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА КАМЕННОЙ ГРАФИКИ НЕОЛИТА" рассматривает петроглиф квазикосмического характера в Сармышском урочище (Узбекистан). Это изображение обрамлённой двенадцатью солнечными лучами яйцевидной капсулы, внутри которой на поперечной перекладине находится фертаобразная (знак верховенства) тонкая фигурка женщины в юбочке [9, с. 112-113]. Капсулу с двух сторон поддерживают изображённые в профиль две человеческие фигуры, также стоящие на перекладине. В свою очередь, их держат на вытянутых руках два всадника на коне (может быть, этот конь символизирует солнце, как в Ригведе конь-Арван).



Источник картинки [1].

Внизу этой многоярусной «конструкции» изображены коленопреклонённые люди с дарами, чьи носы, как и у первых четырёх, имеют вид молоточков, словно они надели на себя респираторы или скафандры.

Указанный петроглиф может служить свидетельством инопланетной экспедиции на Землю или ритуалом «венчание царя», как это предположили А. Казанцев (1967) и Б. Шалатонин (1986). Возможно, это фрагмент мистерии в честь Исиды, описанный Апулеем. По сценарию такой мистерии, посвящённый должен был провести 12 ночных часов (12 знаков зодиака!) в тёмной полусфере, после чего он отождествлялся с богом солнца, получал корону жизни и высшее освящение: его голова помазывалась и освящалась светом [3, IX, 9-30].

Автор же предполагает, что это или широко распространённая на Востоке, особенно в зороастризме и буддизме, матриархальная аллегория светящегося женского чрева, готового разродиться, или «проекция» ритуала, посвящённого смерти и вознесению матери-прародительницы.

В Денкарте («Дело веры»), пехлевийской книге IX в., сообщается о том, что в течение трёх ночей перед рождением Зороастра от его матери исходило такое сияние, что вся деревня была освещена им. Полагая, что случился пожар, жители поспешили покинуть место, а вернувшись через некоторое время, обнаружили родившегося мальчика, исполненного сиянием. Точно так же и при рождении Фрин, матери пророка, дом казался объятым пламенем. Когда же ей исполнилось 15 лет [2], она излучала сияние при каждом своём движении. Сияние вызывала так называемая хварена (харизма), божественная сущность, связанная с огнём. Полученная матерью спасителя свыше, хварена излучалась в космос и в тело рождённого Зороастра.

В хадисах о жизни пророка Мухаммеда рассказывается, что он вначале явился своей матери в виде сияния, которое осветило для неё весь мир. Первым об этом говорит ал-`Аббас ибн `Абд ал-Мутаталиб, дядя пророка: «Когда ты был рождён, свет восходил над землёй, пока он не осветил горизонт своим излучением» [7, С. 192-193], а потом повторяет и сам пророк: «Я мольба моего отца Ибрахима (Абрама. - С. Ф.) и благие вести моего брата Исы (Иисуса. - С. Ф.). В ту ночь, когда я был рождён, моя мать увидела свет, который освещал замки Дамаска, так что она смогла увидеть их» [2, 2:616-617].

Матриархальные устои во времена зарождения ислама были почти сокрушены, поэтому мать Мухаммеда, в отличие от Фрин - матери Зороастра, сама не излучала хварену-харизму, но поразительное сходство первых составляющих двух теологических легенд говорит не о банальном заимствовании, а о глубоко укоренившейся в древних культурах матриархальной матрицы, объяснявшей рождение разума. Причём Мухаммед называет даже время появления этой матрицы: «Я был светом перед моим Господом четырнадцать тысяч лет до того, как Он сотворил Адама» [4, 2:663, № 1130].

Это означает, что первый самосоотносящий себя с мирозданием и с мировым сознанием-светом, первый самосознающий себя человек, человек-пророк, человек-поэт и творец потока сознания появился, по Мухаммеду, в самый пик последнего ледникового периода, что близко по времени с появлением палеолитического искусства.

Уже в верхнем палеолите, а возможно, в мустье, человек ассоциировал рождающее материнское чрево с благотворным источником сознательной жизни, открывающим феномен разума, позволяющим стать мыслящим, самосоотносимым существом. Самосоотносимость человека - это его способность озарить своё бытие светом самосознания. Вот почему, начав проповедовать, Мухаммед обращался с мольбой к Богу, чтобы тот даровал ему свет и знание незримого, т. е. открыл для него поток космического сознания (можно сравнить с хайдеггерским ощущением Бытия): «О, Аллах, помести свет в моё сердце, свет - в мой слух, свет - в моё зрение, свет - справа от меня, свет - слева от меня, свет - позади меня, свет - надо мной, свет - подо мной. Сделай меня светом» [6, с. 74]. В сокращённом виде эти слова повторяются в 25-ти хадисах о Мухаммеде («Сделай свет для меня», «И даруй свет для меня», «Дай мне обильный свет» и т. д.), что косвенно удостоверяет истинность события и пророческую способность Мухаммеда к медитации.

Вернёмся к петроглифу, на котором, по версии Ю. С. Шалатонина, справа и снизу от капсулы видна коленопреклонённая женщина, предлагающая женщине в капсуле посудину-лоток с неким напитком. Это невольно вызывает ассоциации с зоро-авестийскими обрядами, в которых фигурирует напиток бангха, или обрядами, посвящёнными Женщине-yage (вид растения-дурмана) у индейцев племён тукано. В мифе о происхождении этого ритуала повествуется, что Женщина-yage родила ребёнка, имевшего форму света: это был человек, но вместе с тем он был Свет. Употребление участниками ритуала сока вышеназванного растения интерпретируется как возвращение в космическое «чрево» [3].

Нечто близкое к этому этнографы зафиксировали у австралийцев-арунта в обрядах, принадлежащих локальному центру (габи) Ньиньиран. Участники обрядов пользовались каменным или деревянным блюдом, считавшимся превращ`нным телом мифической женщины. В блюдо собирали кровь, и каждый участник церемонии (мужчина) пил эту кровь, размазывая остатки по своему телу. Выпитая мужчинами кровь помогает, якобы, оставаться мифической женщине вечно живой [12, c. 248, 274].

То есть в любом случае каменная графика урочища Сармыш рассказывает о каком-то сложном теологическом сюжете, связанном с матерью-прародительницей. Как и Успение и Вознесение на небо христианской Пресвятой Богородицы, сармышский петроглиф может также являть архаическую экспликацию (растолкование) женского архетипа, «жены, облечённой в солнце» [5, Откр. 12:1], в момент творения или эсхатологических, предвечных апокалипсических событий.

Яйцевидная капсула - это материнское лоно, готовое к новому деторождению в направлении к Солнцу, символизирующему сознание, разум. Двенадцать солнечных лучей над капсулой - это свет первого дня творения мира, ураническая сфера, «венец из двенадцати звёзд», который уже в неолите имела мать-прародительница, но лишь несколько тысячелетий спустя приобретёт Пресвятая Дева Премудростью Слова, т. е. Софией, рождающей божественного сына - Логоса.

Можно, таким образом, предположить, что сармышский сюжет «Солнечной капсулы» с матерью-прародительницей внутри является наиболее древним на земле иконографическим образом женского архетипа, подобие которого впоследствии воспроизводили древние египтяне и ранние христиане. «Солнечная капсула» трансформировалась у них в капсулоподобное древо, внутри которого у древних египтян находится богиня Нут, правой рукой изливающая из ветви-кувшина две какие-то субстанции, а у христиан, как на иконе Елецкой Богоматери, - Богородица с младенцем на коленях. Младенец Елецкой Богоматери - это и есть божественный сын-Логос с солнцем-хвареной над головой, в лучах света-сознания.



Происхождение сознания мифологически представлялось первобытному человеку как возникновение света, проявляющего из тьмы мировые процессы и самого человека. При этом свет-сознание проецируется матерью-прародительницей (например, у древних сармышцах и у зороастрийцах времён Авесты), а не отцом-прародителем, которого в матриархальную эпоху никто не знал. И лишь во времена крушения матриархата свет-сознание излучается обожествлённым сыном матери-прародительницы, как в хадисах о пророке Мухаммеде и на иконе Елецкой Богоматери. Такая трансформация началась уже у древних египтян, когда, затмив собою богиню Нут и мать Исиду, сыном-светом стал Осирис, сын-герой, бык своей матери, живой фаллос, формирующий из коллективного сознательного и коллективного бессознательного индивидуальное сознание.

Таким образом, можно предположить, что мать-прародительница палеолитического человека, трансформировавшись в неолите в женские божества, становится не только концентрированным мифическим образом природы с её устрашающим многообразием стихий, но и одновременно возвышается над своей хтонической природой, несёт в себе функцию, «неподъёмную» для окружающего естества, - первосвет, первосознание, первокультуру, первосоциум, иногда, правда, с теми же хаосом и порядком, что и в естественном мире.

Судя по сармышскому сюжету «Солнечной капсулы», изображающему сложное сакральное действо, семиотическое воплощение матери-прародительницы в нужный момент расшифровывалось человеком посредством богослужения и ритуала. Встреча с ней с помощью ритуала могла произойти в определённом месте, в определённое время и в определённых обстоятельствах, чаще всего - во время оргиастических праздников, которые были институциализированными событиями в матриархате.

Литература:
1. Анучин, В. И. Очерки шаманства у енисейских остяков / В. И. Анучин. - СПб.: МАЭ, 1914. - Т. 2. - Вып 2.
2. Ал-Хаким. Ал-Мустадрак `ала ас-сахихайн / Ал-Хаким // О знании незримого: Восхваление Пророка (с. г. в.). - Казань: Иман, 1426/2005.
3. Апулей. Метаморфозы: (в 9 кн.) / Апулей // пер. М. А. Кузьмина и С. П. Маркиша. - М.: Наука, 1956.
4. Ахмад. Фадаиль ас-сахиба / Ахмад. О знании незримого: Восхваление Пророка (с. г. в.) - Казань: Иман, 1426/2005.
5. Библия. - М.: Рос. Библ. об-во, 1994.
6. Ибн `Аббас. О знании незримого: Восхваление Пророка (с. г. в.). - Казань: Иман, 1426/2005.
7. Ибн Сайид ан-Нас. Минах ал-мадх / Ибн Сайид ан-Нас. О знании незримого: Восхваление Пророка (с. г. в.) - Казань: Иман, 1426/2005.
8. Марр, С. М. Мохарраш С. М. Марр. - Л.: Наука, 1970. - СМАиЭ, XXVI.
9. Фатыхов, С. Г. Мировая история женщины / С. Г. Фатыхов. - Екатеринбург: Банк культур. информ., 2004.
10. Элиаде, Мирча. Дух, свет и семя / М. Элиаде // Оккультизм, колдовство и моды в культуре. - К.: София; М.: ИД Гелиос, 2002.
11. Ackerman, Th. Some Problems of Early Iconography/ SPA. / Th. Ackerman. - London - New York, 1938. - Vol. I.
12. Berndt, R. M. The World of the First Australians. Aboriginal traditional Life: Past and Present / R. M. Berndt, C. H. Berndt. - Cabdezza, 1999

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Чем-то эта картинка напоминает мне статуэтку из кикладской культуры:



[2] У зороастрийцев в 15 лет человек переходил в разряд взрослых. Девушка имела право стать женщиной, а юноша - воином (см.: Авеста, Яш. 8.13, 14.17; Яш. 9.5).

[3] О ритуале yage см. у Элиаде [10, с. 167].

Богородица, огонь, ислам, зороастрийцы, Средняя Азия, архаический мир, антропология

Previous post Next post
Up