В статье Н. Ф. Шевченко
«Сарматские жрицы», или еще раз к вопросу о материнском роде у сарматов приводятся изображения металлических "треножников" в виде мирового дерева, раскопанных археологами в Прикубанье.
Высота этих "треножников" колеблется в пределах метра, и Н.Ф. Шевченко полагает, что они имеют типологическое сходство с шаманскими жезлами. Хотя тут сразу "напрягает" изготовление "треножников" из железа и бронзы, тогда как шаманские посохи изготавливались обычно из дерева или рогов животного. Дело в том, что духи очень не любят металлы. Н.Ф. Шевченко всё же замечает, что "скорее всего, большинство жезлов изготавливались из дерева, и только на определённом этапе, в экономических условиях Прикубанья, возникла традиция делать их из металла".
В данной связи вспоминаются африканские ритуальные маски "канага" племени догон.
Вообще говоря, этот знак существует с незапамятных времён и широко распространён в орнаментальном искусстве.
Его можно увидеть в наскальной и пещерной графике по всему миру. Имеется этот знак и в ритуальных рисунках догонов.
Самое интересное в маске "канага" - это ромбик в её нижней части Ж-образной фигуры.
Если эту фигуру принять за символическое изображение Женщины, то ромбик окажется символом вульвы. Кстати, с этой же буквы начинается и слово "жизнь". Жизнь - из Женщины. Недаром имя матери-прародительницы Евы переводится как "Жизнь".
Похожие изображения встречаются на менгирах о. Сардиния.
Я думаю, что самое нижнее изображение легче всего разгадывается. Это - символическое изображение рожающей женщины. Богиня (назовём её условно Мама) в своей творящей позе. Из её тела появляется Мировое Яйцо, а из Мирового Яйца, в свою очередь, появляется Вселенная, в которой мы живём.
Подобные изображения приводила Мария Гимбутас в своей книге "Цивилизация Великой Богини".
Рис. 7-1 Изображения рожениц в стенной росписи и в скульптуре.
(1) Стенная роспись из храма Чатал-Хююка, VII тыс. до н.э.
(2) Богиня-роженица, изображённая в сидячей родовой позе. На ней антропоморфная маска, на спине три линии. Ранний период культуры сескло, Ахил-лейон II, Фессалия, Греция, ок. 6300-6200 гг. до н.э.; высота 6,4 см.
Рис. 7-2 Мальтийская Богиня-роженица: поднятые вверх ноги, тяжёлый живот и рука на разбухшей вульве говорят о том, что она вот-вот родит. Девять линий у неё на спине, возможно, означают девять месяцев беременности. Храмовый период Мальты, Хагар-Ким, конец IV тыс. до н.э. Представлена в реконструированной форме (найдена с повреждённым лицом и правой рукой); высота 7 см.
Что-то похожее я усмотрел на хижинах племени тода, до сих пор сохраняющего матриархат.
Особый интерес представляет сообщение Н. Ф. Шевченко о том, что "почти в одно время с жезлами здесь появляются парадные головные уборы с изображением древа жизни (Хохлач, Кобяково, курган 10, Усть-Лабинск, курган 46), которые тоже могут рассматриваться как признак духовной власти светских владык."
Н.Ф. Шевченко отмечает, что с жезлами были захоронены не только женщины и что эти захоронения с металлическими жезлами носят выраженный аристократический характер. "Погребения включают дорогую импортную посуду, украшения и различное оружие, которое встречается как в мужских, так и женских захоронениях. Количество инвентаря бывает так велико, что жреческий атрибут меркнет на его фоне."
Очевидно, в тот период, когда использовались эти металлические "треножники", т. е. с I в. до н.э. по III в. н.э. включительно, происходило разложение материнского рода у сарматов, и властные полномочия постепенно переходили от женщин к мужчинам. "Происходило совмещение духовной и светской власти, построенное по новому принципу: мужчина-воин-вождь-шаман. Не случайно все мужские погребения этой группы имеют выраженный воинский облик - взнузданные лошади, копья, мечи, кольчуги. Эта тенденция наиболее отчётливо прослеживается на территории Кубани и Нижнего Дона", - говорит Н.Ф. Шевченко. - "Вождь в качестве шамана-воина наиболее соответствовал требованиям социальной организации и динамичному образу жизни кочевников."
Однако новоявленным вождям требовалась сакрализация их властных полномочий. Очевидно, именно поэтому они использовали древние "посохи" сарматских жриц-шаманок. Мол, я не сам командую над вами, я не самодур, - я к вам обращаюсь от лица Великой Матери. "Так что слушайтесь и повинуйтесь", - говорили "овцам" "волки в овечьей шкуре".