Автор - А. М. Хазанов.
Источник.
Археологический материал не только подтверждает туманное сообщение Псевдо-Гиппократа, но значительно его дополняет и конкретизирует. Имеются в виду каменные столики или блюда - довольно распространённая находка в савроматских погребениях Приуралья. Все они найдены в женских погребениях. Их связь с культом, давно отмеченная рядом исследователей, несомненна уже потому, что такие блюда находят в погребениях вместе с реальгаром и мелом - непременными атрибутами сарматского религиозного ритуала. Кроме того, некоторые из них декорированы сакрально-магическим звериным стилем. Такие предметы служили переносными алтарями и жертвенниками, хорошо приспособленными к кочевому быту. Об этом, в частности, говорит их функциональное, а иногда и типологическое сходство с аналогичными жертвенниками, происходящими в первую очередь с Переднего Востока и из Ирана, к которым восходят многие типы сарматских алтарей. Можно вполне согласиться с К.Ф. Смирновым, что и у сарматов подобные алтари, по крайней мере отчасти, служили алтарями огня, культ которого, в сочетании с солнечным, был широко распространён среди ираноязычных кочевников евразийских степей, хотя, конечно, не в столь сложной и канонизированной форме, как у их осёдлых сородичей в Иране. Нимфодор (fr. 14) прямо указывает на сарматов как на огнепоклонников.
Женские погребения с каменными алтарями у савроматов часто отмечены особенно пышным ритуалом и заметно выделяются своим богатством. В них находят золотые украшения, оружие и конскую сбрую, предметы, исполненные в зверином стиле, который в Скифии почти не встречался в женском обиходе, по крайней мере, до тех пор, пока не выродился в чисто декоративный. Более того, некоторые из погребений явно сопровождались человеческими жертвоприношениями, в том числе вооружённых мужчин (из числа служителей или охраны жриц), подвергшихся насильственной смерти [24]. Впрочем, иногда подобные алтари встречаются и в рядовых женских погребениях, обнаруженных в небогатых, ничем не примечательных могильниках, свидетельствуя, что жрицы были и среди небогатых и незнатных групп сарматского общества.
Серьёзные указания на то, что в савроматском обществе какие-либо важные религиозные функции принадлежали мужчинам, практически полностью отсутствуют. Конечно, это вовсе не означает, что так было на самом деле. Наши данные слишком неполны для подобного заключения, да и сравнительно-этнографический и исторический материал не позволяет его сделать. Но всё же отправление женщинами столь важного культа, как культ огня (даже если оно было только частичным), само по себе весьма необычно (а универсальный характер алтарей говорит о том, что женщины отправляли и другие культы). Те же самые алтари, обслуживание которых в Иране было привилегией особой жреческой корпорации, исключительно мужской по составу [25], у сарматов оказались в руках женщин-жриц.
Уже одно это является косвенным указанием на линейность счёта родства и локальность брака в савроматском обществе. Дело в том, что в условиях патриархальной организации женщина, переходящая на местожительство в род и семью мужа, не могла играть важную роль в выполнении религиозных обрядов. От своих семейных и родовых культов она была отдалена хотя бы фактом проживания в семье мужа, от культов мужа - принадлежностью к иному роду. Всё это вело к тому, что на практике женщина часто отстранялась от активной религиозной жизни. Так было и в тех редких случаях, когда она адаптировалась в род мужа. Иная картина наблюдается у савроматов. Мне не известны сколько-нибудь развитые патрилинейные общества, в которых отправление важных религиозных культов сосредоточивалось бы в женских руках [26]. Лишь у некоторых народов Сибири, особенно у чукчей, женщины отправляют семейные культы [27]. Но все они значительно отставали в своём развитии от сарматов. К тому же надо помнить, что у чукчей отсутствовала родовая организация.
Даже в развитых матрилинейных обществах Океании, Африки и Америки отправление культа в основном монополизировано мужчинами. Но здесь, естественно, чаще встречаются исключения. «Хранителями веры» у ирокезов обычно были и мужчины и женщины, причем в равном числе [28]. У баконго жрицы пользовались правом освобождать от клятв и очищать от тяжелых грехов [29]. Важная роль женщин в отправлении культа отмечается для Микронезии [30]. Возможно, подобное отклонение имело место и в савроматском обществе. Впрочем, и в нём оно наблюдается сравнительно недолго, в основном в VI-IV вв. до н.э. К III в. до н.э. каменные алтари выходят из употребления [31]. Хотя бы отчасти их заменяют теперь глиняные курильницы-плошки, известные и в предшествующее время (но не игравшие тогда ведущей роли в культовых обрядах). Однако подобные курильницы встречаются уже не только в женских, но и в мужских погребениях, хотя в женских всё-таки чаще.
Разумеется, я абсолютно не согласен с тезисом автора о монополизации религиозного культа мужчинами. Вся религиозность - от женщин. Это - самоочевидная аксиома, не требующая доказательств, для любого человека, хотя бы немного разбирающегося в религии. Доказательств этой истины полным-полно в данном блоге, а ещё больше - за пределами компетенции автора данного блога.
Конечно, мужчины могут "монополизировать" культ, точно так же как они время от времени "прихватизируют" нажитое богатство. Они могут встать во главе культа, приносящего материальные дивиденды, но всё это происходит потом. Потом появляются папы и патриархи, а вначале женщины-мироносицы разносят "благую весть" о том, что "Христос воскрес".
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[24] Бис-Оба, курган No 7 (В. Grакоv, Deux tombeaux de l’èpoque scythique aux environs de la ville d’Orenbourg, ESA, IV, 1929, стр. 169 сл.; Граков, Пережитки матриархата у сарматов, стр. 107); Тара-Бутак, курган No 2 (раскопки К.Ф. Смирнова 1957 г.).
[25] Неrоd., I, 132; cм. также Е. Benveniste, The Persian Religion according to the Chief Greek Texts. P., 1929, стр. 60 сл.; И.М. Дьяконов, История Мидии, М.- Л., 1956, стр. 374 cл.
[26] Не составляют исключения и римские весталки, ибо, несмотря на весь почёт и уважение, они всё же никогда не занимали важного места в жреческой корпорации Рима. К тому же сам культ Весты иногда считается пережитком материнско-родовой эпохи (олицетворение огня в женском образе) - см. С.А. Токарев, Религия в истории народов мира, М., 1964, стр. 413.
[27] В.Г. Богораз, Чукчи, т. II, Л., 1939, стр. 61-64, 69; С.А. Токарев, Ранние формы религии, М., 1964, стр. 254-263.
[28] L.H. Morgan, Ancient Society, ed. bv Leslie A. White, Cambr., Mass., 1964, стр. 76; A. Gоldenweiser, Early Civilization, L., 1922, стр. 80.
[29] J. van Wing, Etudes Bakongo. Sociologie, Religion et Magie, Louvain - Bruxelles, 1959, стр. 105 сл.; Б.И. Шаревская, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964, стр. 86.
[30] «Народы Австралии и Океании», М., 1956, стр. 740, 745.
[31] В то время как к савроматскому времени относятся 45 каменных алтарей в жертвенников, к прохоровскому, и только к его началу, - лишь несколько.