Главное, что нам предстоит выяснить в символизме древнерусских змеевиков, это сочетание "аверса" и "реверса" на этих амулетах.
Понятное дело, что, в представлении носителей змеевиков, благодать "исходила" как от христианского "аверса", так и от языческого "реверса". Если допустить злокозненность "змеевидной" стороны амулета, никто не стал бы носить его. Это значило бы "пригреть змею на груди".
Значит, нам надо искать такую змею в древнерусской или, точнее говоря, древнеславянской культуре, которая имела бы положительные коннотации в мифологии. Что типа змеи Скарапеи из сказки Шергина "Волшебное кольцо".
Поиск приводит нас к образу
Шилы-на-гиг.
Для нас особенно важен тот факт, что Шилу до 19 века изображали над дверями ирландских церквей.
То есть, вот такие изображения вполне благополучно соседствовали с христианскими изображениями. Такие изображения встречаются на церквях, замках, нормандских башнях и иных средневековых строениях Западной Европы (Франция, Португалия, Швейцария, Норвегия, Бельгия, Испания, Дания, Британские острова), Чехии и Словакии. Наибольшая их концентрация в Британии и Ирландии. Половина из них до сих пор в местах их первоначального расположения - над дверями церквей, замков и домов.
Понятное дело, что никакой "отсебятины" средневековые каменщики не могли допустить в таком серьёзном деле, как сооружение культового здания. Значит, они следовали какой-то древней традиции: "наши предки так делали испокон веков, и мы делаем". Они даже могли и не знать, зачем они это делают, но соблюдали традицию, "чтоб всё было, как у людей".
Посмотрим теперь на пещерные жилища африканских берберов, которые, благодаря своей изолированности, сохранили многие архаичные традиции.
(
источник картинки)
Автор фоторепортажа - 
annataliya - говорит, что "раскрытая ладонь - рука Фатимы, которая считается здесь символом благополучия; рыба - защита от нечистой силы".
Далее заходим в Википедию и читаем: "Хáмса (араб. خمسة , ивр. חמסה) - защитный амулет в форме ладони, которым пользуются евреи и арабы. Другое название - «Божья рука», «Божья ладонь». Слово «хамса» имеет семитские корни и значит «пять». Следы происхождения Хамсы находят в Карфагене (Финикия), где рука (или в некоторых случаях вульва) верховного божества Танит использовалась от дурного глаза.
То есть, рыба - это эвфемистический аналог вульвы.
Символизм рыбы тесно связан с символизмом воды, водной стихии. Вода является символом женского начала, поэтому рыба становится атрибутом многих Великих богинь (Атаргатис, Иштар, Астарты, Афродиты). На Ближнем Востоке рыба была атрибутом сирийской богини любви и плодородия Атаргатис (при каждом её храме был пруд со священной рыбой, её сына звали Ихтис, что значит «рыба»).
Теперь, если вспомнить знаменитое Лох-Несское чудовище, то связь змеиного начала и водной стихии становится очевидной. Символический образ змеи над чашей известен всем.
А если представить себе колодец вместо чаши? Издревле колодец виделся как ворота между мирами. Нашим миром и ино-мирьем.
Но точно так же и церковные двери могут быть истолкованы как ворота между сакральным миром и миром профанным. И, наверно, Шила-на-гиг над церковными вратами выполняла ту же функцию, что подкова над дверями обычного дома.
Как известно, подкову вешают "на счастье" и "от дурного глаза". Её часто вешают над входными дверями , чтобы злые силы не проникли в дом. "Раньше её вешали над входом в дом - прямо над дверью. Сейчас это почти не практикуется, но в прошлом люди так защищались от сглаза и недобрых людей", - говорится в статье "
Как надо правильно вешать подкову".
"Лошадиная подкова представляет собой луну в форме серпа и является одним из символов, используемых для обращения к небесной Матери, чтобы привлечь её благосклонность и помощь, - сообщает
Лидия Дунай. - Подкову прибивают над дверью, чтобы обеспечить защиту от колдовства и дурного глаза. Но из-за непонимания истинного значения этого символа её иногда прибивают рогами вниз. В этом случае значение подковы теряется, и даже иногда считается, что это позволяет удаче ускользнуть".
Понятно. Стремление всякой хозяйки дома к тому, чтобы дом был "полной чашей", а подкова рожками вверх напоминает именно чашу.
Ещё подкова напоминает древнегреческую букву "омега". Эта буква похожа на изображение женской вульвы. Или на изображение материнского чрева. Так или иначе, чашеобразная форма подковы ассоциируется с женским Чревом. Оно же является жизнедающим началом, противостоящим смерти. Недаром на древнеславянском языке слово "живот" означало "жизнь". Здесь следует привести стих из книги Бытия, где Бог, обращаясь к проклятому змею, говорит ему: "... и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". Многие отцы Церкви относили данные слова не столько к Еве, сколько к Деве Марии, из чрева которой родился Иисус Христос, поразивший дьявола и всех его приспешников. Может быть поэтому подковы иногда
прибивали к крышкам гроба ведьм?
В общем, Шила-на-гиг, подкова, рыба, вульва, омега - всё это взаимозаменяемые образы. Все они связаны с возможностью перехода из одного состояния в другое и с опасностью, связанной с такого рода переходом. Посему-то здесь и фигурируют змеи. Где Древо познания, там и змеи.
mazayka_urza в
Шила-на-Гиг и змеи приводит изображение на митраистическом алтаре позднего римского периода с юго-запада Франции
"Фигура человеко-льва зажимает в руке ключ, что символизирует знание, которое приходит на заключительном этапе посвящения в культ; лев же - символ четвёртого этапа.
И (как это не странно) мотив двух змей, сосущих женскую грудь, встречается и в изображениях Шилы-на-гиг".
Вот где-то в этих образах, я думаю, и следует искать аналоги и прототипы древнерусских амулетов-змеевиков.