- Поколением раньше Фрейда жил ещё один гениальный человек, который увидел, что главная роль в развитии человека принадлежит узам, связывающим его с матерью. Это был Иоганн Якоб Бахофен… В своей теории матриархата он предположил, что патриархальному обществу предшествовала такая стадия развития человечества, при которой узы, связывавшие человека с матерью, с родом и землёй, были высшей формой приобщённости к миру как в индивидуальном, так и в социальном плане… И хотя многие исторические построения Бахофена небесспорны, он, несомненно, открыл форму общественной организации и психологическую структуру, которые игнорировались психологами и антропологами, так как, с их патриархальной точки зрения, мысль об обществе, управляемом скорее женщинами, чем мужчинами, казалась просто абсурдной. Тем не менее имеется множество данных, свидетельствующих о том, что до нашествия с Севера в Греции и Индии существовали культуры с матриархальной структурой. На это указывает большое количество материнских божеств и их важное значение. (Венера из Виллендорфа, Божественная мать в культуре Мохенджо-Даро, Изида, Иштар, Рея, Кибела, Хатор, Божественная Змея в Ниппуре, Аккадская Богиня Воды Аи, Деметра и индийская богиня Кали, дающая жизнь и отнимающая ее, - таковы лишь некоторые примеры.) Даже во многих современных примитивных обществах можно видеть пережитки матриархального строя в установлении кровного родства по материнской линии или в формах брака с проживанием семьи в общине жены; еще более показателен факт, что даже там, где общественные формы уже не являются матриархальными, можно найти много примеров матриархального типа связей с матерью, родом и землей.
Бахофен ясно видел отрицательную сторону матриархальной культуры, заключающуюся в том, что узы, привязывающие человека к природе, узы крови и земли препятствуют развитию его индивидуальности и разума. Человек остается ребенком и оказывается неспособным к прогрессу.
© Э́рих Зелигманн Фромм (1900 - 1980)- немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Эрих Фромм, конечно, "несёт пургу", когда говорит, будто матриархальная культура препятствует развитию разума и прогресса. Возьмём в качестве примера матриархальную минойскую цивилизацию.
Кносс, который мог насчитывать сотню тысяч жителей, был связан с южным побережьем прекрасной мощёной дорогой, первой дорогой такого рода в Европе.
Его улицы, как и улицы других дворцовых центров, Маллии и Феста, были вымощены и застроены аккуратными двух-, трёхэтажными домами, с плоскими крышами, иногда с летней пристройкой, в которой можно было спать тёплыми летними ночами.
Хоукс описывает города, окружающие дворцы, как «хорошо приспособленные для цивилизованной жизни», а Плейтон характеризует «частную жизнь» этого периода как «достигшую высокой степени утончённости и комфорта». «Дома были хорошо оборудованы, отвечая всем практическим нуждам, а вокруг них была создана привлекательная среда. Минойцы были близки к природе, и их архитектура позволяла им наслаждаться ею», - заключает он.
А вот ванна минойцев.
(
Источник картинки)
Ещё и в помине не было никакого Рима, а на Крите люди уже жили с мощёными дорогами, водопроводом, ванной и канализацией. И после этого Фромм говорит, что люди матриархальной культуры неспособны к прогрессу? Тогда может быть он считает прогрессивными орды дикарей-дорийцев, разрушивших эту культуру?