«Чтобы предпринять исследование подобного рода, необходимо дать более точную типологическую характеристику форм цивилизаций,последовавших за изначальной. В первую очередь мы поговорим о понятии «цивилизации Матери».
Типичной чертой этой цивилизации является метафизическая транспозиция женщины как принципа и субстанции порождения. Богиня выражает высшую реальность, а всякое существо, понимаемое как сын или дочь, является перед ней чем-то обусловленным, подчинённым, лишённым собственной жизни и, следовательно, преходящим и эфемерным. Таков тип великих азиатско-средиземноморских богинь жизни - Исиды, Ашеры, Кибелы, Танит и особенно Деметры - центральной фигуры пеласгско-минойского периода.
Изображение солнечного принципа как ребёнка, покоящегося на коленях Великой Матери, как если бы он был порождён ею; египетско-минойские изображения цариц или божественных женщин, держащих лотос и ключ жизни; Иштар, к которой обращён один из наиболее древних записанных гимнов со словами «Нет никакого истинного бога помимо тебя» и которую часто называли Ummu Hani, «Мать богов»; разнообразные аллюзии, зачастую с космологическими транспозициями,провозглашающие первенство «ночного» принципа над дневным, рождающимся из её лона, и, следовательно, тёмных и лунных божеств над проявленными и дневными; как результат, типичное чувство «тайного» как судьбы, как фаталистического закона, которого никто не в силах избежать;первенство в некоторых архаичных видах символизма (часто связанного с лунным, а не солнечным измерением времени) знака или бога луны перед знаком или богом солнца (см., например, случай вавилонских богов Сина и Шамаша) и инверсия, в которой луна иногда изображалась мужским божеством, а солнце - женским; роль, приписываемая принципу вод и связанному с ней культу змеи и аналогичных
сущностей; а также, на другом плане, подчинение Адониса Афродите, Вирбия Диане, некоторых форм Осириса (который превратился из своей изначальной солнечной формы в лунного бога вод) Исиде, Вакха Деметре, азиатского Геракла Милитте - всё это более или менее непосредственно связано с одним и тем же мотивом.
Повсюду на юге - от Месопотамии до Атлантики - встречаются относящиеся к неолиту статуэтки Матери с ребёнком. В цивилизации Крита, где родину называли «материнской землёй» , а не «отечеством» , что также демонстрирует особую связь с атлантически-южной цивилизацией и субстратом ещё более древних южных культов, богов считали смертными; как лето, каждый год они претерпевали смерть.У Зевса (Тешуба) не было отца, а его матерью была влажная почва; следовательно, принципом являлась «женщина», а сам бог был «порождённым» и смертным существом, чья могила демонстрировалась от поколения к поколению. В противоположность этому неизменный женский субстрат всякой формы жизни считался бессмертным.
После рассеяния теней Хаоса появилась чёрная богиня Гея - женский принцип. Гея без супруга порождает - после «великих гор», океана и Понта - собственного сына или мужа; и всё божественное потомство Геи,перечисляемое Гесиодом, следующим традиции, которую нельзя путать с традицией чисто олимпийского рода, изображается как мир, подчинённый движению, изменению и становлению.
Выражения этой инверсии ценностей на более низком плане можно распознать в обрядах на основе следов, сохранившихся до ранних исторических времён в некоторых азиатских средиземноморских культах. Возьмём, например, сесахские и фригийские праздники. Сесахские праздники в честь великой Богини достигали своего апогея в убийстве человека, представлявшего царя-мужчину. С другой стороны, отказ от мужского элемента при чествовании Богини также встречается в кастрациях, совершавшихся во время мистерий Кибелы: иногда жрецы, чувствовавшие себя одержимыми Богиней, лишали себя мужского качества также и физически, чтобы стать похожими на неё и как бы преобразоваться в женский тип, понимаемый как высшее проявление священного. Более того, в храмах Артемиды и Астарты от Эфеса до Иераполя жрецы часто были евнухами. Лидийский Геркулес, одетый как женщина, три года служит могущественной Омфале - тому же типу божественной женщины, что и Семирамида; тот факт, что принимавшие участие в некоторых мистериях, посвящённых Гераклу или Дионису, часто носили женские одежды; тот факт,что жрецы у некоторых древнегерманских племён охраняли священные леса опять же в женских одеждах; ритуальная инверсия полов, при которой статуи Нанны-Иштар в Сузе и Венеры на Кипре демонстрировали мужские черты, а женщины одевались как мужчины, а мужчины как женщины, отмечавшие свой культ; и, в итоге, пеласгско-минойское подношение Богине сломанного оружия и узурпация священного гиперборейского воинского символа боевого топора персонажами амазонского типа и южными богинями - все эти примеры определённо представляют собой фрагментарные, материализованные и искажённые отголоски. Однако, несмотря на это, все они типичны для общей точки зрения, согласно которой мужской элемент и мужчины в общем стали рассматриваться как маловажный, внутренне противоречивый, малоценный, преходящий и низкий элемент, так как женское стало фундаментальным символом сакральности, силы и жизни.
...
Юлиус Эвола - Восстание против современного мира.