В Древнем Египте долгое время сохранялись элементы матриархата. Следует помнить, что фараоны восходили на престол после брака с наследницей. Маргарет Муррей в книге «Блеск Египта» так описывает характер взаимоотношения полов и брачные законы: «Брачные законы Древнего Египта никогда не были сформулированы, и узнать их можно, только изучив браки и генеалогию. Тогда становится ясным, почему фараон женился на наследнице, не обращая внимания на кровосмешение, а если наследница умирала, то он женился на другой наследнице. Таким образом он оставался у власти… престол переходил строго по женской линии. Жена царя была наследницей. Женившись на ней, царь вступал на трон. Царское происхождение не играло никакой роли. Претендент на трон мог быть любого происхождения, но если он женился на царице, то сразу становился царем. Царица была царицей по происхождению, царь становился царем, женившись на ней».
Стадию матриархата Египет, надо думать, переживал долго, вплоть до исторических времён. Стадия матриархата оставила поэтому в египетском обществе значительные следы: дети, например, называются не столько по отчеству, сколько по материнству. В браке женщина имела те же права, что и мужчина. Она называется «владычицей дома». Она может так же свободно получать развод, как и мужчина. В поучениях говорилось о почитании матери, но не о почитании отца. Родство со стороны матери - брат матери, отец - пользуется наибольшим почётом. Все эти черты указывают на то, что матриархат в Египте когда-то был весьма сильно развит.
И вот что интересно. От I династии до IV (3300 - 2400 гг. до Р. Х.), в продолжение тысячи лет, мир в Египте не нарушался ничем, кроме немногих походов на полудиких кочевников Синайского полуострова. Если даже столетие "римского мира" (pax Romana) кажется нам чудом неповторимым, что какое же чудо - тысячелетний мир Египта?!
Избыток сил, расточаемый другими народами на войны, здесь, в Египте, уходит на мирный труд. И если египтяне "сотворили больше чудес, чем все прочие люди вместе взятые" (Геродот), то все эти чудеса суть чедеса мира.
"Кротко было сердце моё и незлобиво, и боги за то даровали мне счастье на земле", - говорит один умерший в надгробной надписи, и это мог бы сказать о себе весь Египет.
"Я умножил пшеницу, возлюбил бога ячменного,
Не было при мне ни голодных, ни жаждущих,
Люди жили в мире и милости", -
вот чем славит себя фараон Аменемхет I (XII династии) и тем же - Рамзес III (XIX): "Я заставил во дни мои пехоту и конницу мирно сидеть по домам; и мечи и луки в кладовых моих лежали, праздные". А вот слова Амена, древнего номарха (областеначальника, "губернатора"): "Ни один ребёнок не был обижен при мне".
Слава эта заглохнет в веках: не поймут её ни Ахиллес, ни даже "кроткий" царь Давид. Солнце мира закатится в Египте и не взойдёт до конца времён (Дмитрий Мережковский. Тайна трёх: Египет и Вавилон).