Эрика Бургиньон усматривает существенную разницу между шаманским трансом, или "трансом видений", распространённым преимущественно среди мужского населения обществ собирателей, охотников и рыболовов, и "трансом одержимости", характерным преимущественно для женского населения раннеземледельческих обществ и связанным с воплощением в человеке другой, более сильной личности (духа или бога) за счёт утраты своего "я".
Оргиастические формы экстаза в земледельческих культах плодородия условно можно отнести к трансу одержимости - постольку, поскольку они были ориентированы на акт приятия божества (А. А. Пелипенко, В. М. Хачатурян. Экстатические ритуалы, техники и временные изменения субъекта в религиозной истории // Субъект во времени социального бытия: историческое выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции / Отв. ред. Э.В. Сайко; Ин-т всеобщей истории РАН. - М.: Наука, 2006, с. 569-586).
Вот как глубоко уходят корни русского христоверия ("хлыстовства")! По учению "хлыстов", Бог однажды воплощался в Иисусе и может ещё вополощаться неопределённое количество раз, смотря по духовно-нравственному достоинству людей, - "жил, живёт и будет жить Христос, новый, но всё тот же, так же взятый из народной среды, из нищеты и бедности" (Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. 4: "Новый Израиль". - СПб., 1911, с. XLVI).
Теперь понятно, почему в "кораблях" христоверов женщины занимали выдающееся положение: они были и "кормщицами", и "пророчицами", и "богородицами".
Радение женщин. Литография из Исследования о скопческой ереси Даля. 1844