Хороший текст от
Льва Абалкина:
"Во днях древних больше почитались не боги, но жёны их: премногие богини благие. Вглядимся во мрак. Вот, проступает образ Нинлиль - супруги владыки поветрий и дуновений Энлиля - госпожа продуваемого поля. Вот богиня Нисаба - владычица хлебного колоса, чьею заботой является строгий подсчёт и учёт множеств всего на земле и на небе: все небесные овцы, что луноликий пастырь Нанна пасёт, ею сочтены до одной. Вот Нинхурсаг - чей образ в веках со многими богинями-матерями сплёлся-смешался в один лик молочной кормилицы. Вот Нинкаси, происходящая из кровосмесительной пены от отца своего Энки - пьянящего пива хозяйка. Вот Баба - дочь всенебесного Ана, что врачует болезни и раны. Много на свете было древних богинь, чьи имена навсегда затерялись во мраке времён...
Хоть и рассеялось владычество Киша, что когда-то возвышался среди прочих градов, но всё же имя его и образ продолжали сиять. И жила во граде том царственном одна из его жён, обыденно справлявшая дела свои женские: пиво варила в корчме, заведуя ею - как и завещано было богинями с незапамятных пор. И было имя её вполне заурядно: «Ку-Баба» - посвящённая Бабе. Однако, дела свои хозяйка так справно вела, что возвысилась необычайно во всём городе, знавшем и лучшие свои дни. Ку-Баба, владея своим женским искусством, укрепить основательно сумела дела всего древнего места и вновь Киш возвеличился так, что подмял было под себя Урук и Лагаш. И вот однажды оказалась Ку-Баба владычицей всего города Киша, оставив после царский престол своему сыну - Пузур-Суэну, перешедший затем и к её внуку по имени Ур-Забаба.
Но если на том и закончилась её слава земная, то после она продолжила жить уже в светлом образе той, кого много позже по Евфрату течением выше почитали богиней Кубабой".
Конечно, культура шумеров - это, в целом, патриархальная культура. Но интересно, как в этой культуре "прорастают" более древние матриархальные культы. Ситуация напоминает микенскую культуру древних греков, в которой заметно крито-минойское влияние. Кстати, и шумерский ад очень сильно похож на древнегреческий. "В Древнем Междуречье посмертное бытие мыслилось весьма мрачным и безрадостным. Умерший попадал в "Страну без возврата", "Великую землю", где его ждало извечное голодное прозябание. Миновать сей участи не суждено было никому. И даже богам" (
Источник). "Извечное прозябание могли скрасить лишь оставшиеся живые потомки и родичи: именно они должны были, почитая своих умерших предков, кормить их, оставляя полагающуюся пищу у памятного камня. Горька юдоль того, кто умер и не оставил потомка, коему должно поминать своего достославного предка. Суждено таковому (а также тем, кто умер преждевременно или не своей смертью) блуждать и скитаться голодным, злобным призраком "гидим" (или по-аккадски "этэмму"), ненавидящим всё живое" (
Там же).