Надо обратить внимание на труды немецкого географа и зоолога Эдуарда Хана (1856-1928), подвергшего критике «трёхступенчатую» схему хозяйственного развития человечества: «охота - скотоводство - земледелие». Хан утверждал, что древнейшей стадией человеческого хозяйства были не охота и рыболовство, а собирательство. Из собирательства развилось примитивное «мотыжное» земледелие, которое было изобретением женщин и в котором применялся преимущественно женский труд. Одновременно мужчины занялись охотой и рыболовством. Позднее произошло одомашнение скота, причем Хан связывал его не с хозяйственными потребностями, а с религиозными мотивами.
Это очень интересная историософская концепция, которая, как я вижу, перекликается с мифом о Золотом веке. Лично мне как-то стрёмно представлять себе Золотой век как век охотников. Всё-таки, охота - это кровища и смертоубийства, занятие не для слабонервных. Я тут на днях прочитал "
Удивительную историю аиста с дротиком", которую я экстраполировал на первобытное общество.
"Ровно 200 лет назад, в 1822 году близ немецкой деревушки Клюц в Мекленбурге был пойман аист, с торчащим из груди охотничьим дротиком длиной 76 сантиметров.
Извлечённое из раны оружие показали этнографам - то есть учёным, изучающим разные народы и племена. Этнографы сделали однозначный вывод: дротик принадлежит какому-то племени из экваториальной Африки! То есть этот аист зимовал в Африке, там на него охотились какие-то дикие племена, он был ранен, но выжил и нашёл в себе силы прилететь в Германию...
После смерти героического аиста его чучело вместе с торчащим дротиком поместили в зоологическую коллекцию университета в городе Ростоке, там оно хранится и по сей день.
С 1822 года по настоящее время в Германии было надёжно задокументировано 25 поимок таких вот раненых аистов (по-немецки «пфайльшторьх», «Pfeilstorch») c торчащими из ран охотничьими приспособлениями африканских охотников - дротиками и стрелами!
Учёных поражало не только то, что птицы оказались способны преодолевать многие тысячи километров (от северной Германии до экваториальной Африки - более 5000 километров по прямой!), но и то, насколько аисты сильны и живучи. Перелететь такое огромное расстояние с торчащим из раны дротиком - просто представьте себе такое! В голове не укладывается..."
Признаться, меня тоже поразила эта история, и мне стало "птичку жалко"...
Наверняка, - подумал я, - и в древности тоже были такие сердобольные люди...
Несколько лет назад я встретился с одним из своих бывших одноклассников. В состоявшемся разговоре, между прочим, он сказал, что хотел было развести кроликов, да бросил это занятие. Потому что, - сказал он, - рука не поднимается убивать тех, кого сам кормил да выращивал.
Сейчас мы покупаем мясо в магазине и не видим все те неприглядные сцены, которые связаны с убийством животных. А раньше магазинов не было.
Несколько лет назад завела моя сестра козу. И пришло время козу резать. Позвали соседа. Сосед с ножом - за козой, а коза стала прятаться от него за сестрой. Наверно думала, что сестра спасёт её от смерти, не ведая того, что сестра сама позвала того мужика. Душещипательная была сцена... После того у нас больше не было коз.
Я это всё пишу к тому, что, может быть, переход от собирательства к земледелию был вызван подобного рода эксцессами? Потому что очень трудно сохранить здоровую психику, занимаясь всё время убийством животных. Наверно, имелись в первобытных обществах какие-то люди, которым всё это было противно, и именно они произвели т. наз. "неолитическую революцию".
Может быть, на Земле всегда имелись такие общества, которые жили в основном за счёт собирательства, ну и питались всякого рода моллюсками да рыбой.
Вопрос, конечно, интересный. Потому что есть такие "толстокожие" люди, которых ничем не проймёшь. Но отставляем этих людей "за скобками". Потому что они никогда не были "культуртрегерами". Тут речь идёт о совсем иной "породе" людей. В одной из статей я высказывал предположение, что в ритуальном комплексе Гёбекли-Тепе могли проживать на постоянной основе женщины-жрицы. Может быть, такого рода женщины и занимались культивированием зерновых культур?