"Право женщины есть право праматери Исиды, которая уступает первенство своему сыну Осирису, пока тот пребывает среди живых, однако после его смерти выходит на передний план и начинает действовать самостоятельно. В женских руках царская власть вновь возвращается к своему первоисточнику. Убийство сына-супруга нарушает право матери, ибо всё, что имеется у него: и жизнь, и власть, - он получил от неё. И потому теперь она восстаёт на месть - она, женское природное начало, к которому с исчезновением мужчины возвращается всё, чем он был наделён. С этой точки зрения женщина-регент занимает место мужчины, её месть - это месть Матери-Земли за нанесённое ей бесчестье. Она сберегает царство для нового мужчины-правителя и хочет передать ему его в полной сохранности - таким, каким прежде обладал её супруг", - пишет И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права".
Да, я это давно уже подметил, что в Древнем Египте женщины у власти находились, как правило, в переходные, междинастические периоды, после гибели фараонов и пресечения династий.
По мнению Бахофена, женщина в таком случае предстаёт хранительницей царства до прихода законного мужчины-наследника, мстительницей, покровительницей и защитницей.
"В мифе о Нитокрис такое понимание проявляется самым недвусмысленным образом. Первейшая забота этой правительницы - это месть убийцам её брата-супруга, ибо в этом убийстве она усматривает преступление против своего материнства. Подобно тому как Исида восстаёт против убийц Осириса, Нитокрис мстит убийцам своего мужа. Согласно египетскому преданию, она топит врагов в подземном лабиринте, после чего сама запирается в покоях, наполненных пеплом (Геродот, История, II, 100). В этом рассказе она проявляет себя как Эриния или Пэна, как Земля, преследующая злодея и поднимающаяся на месть за поруганное материнство. Она воздаёт за преступление, совершённое над мужчиной, оставаясь и после его смерти неусыпной защитницей и хранительницей его прав. Потому падение VI династии датируется не гибелью её брата-царя, а лишь её собственной смертью".
Тут приходит на ум параллель с восстанием Боудикки. Правда, её муж Просутаг умер своей собственной смертью, но римляне разграбили его казну и обесчестили его дочерей.
Боудикка с дочерьми
И Боудикка, переполненная гневом и ненавистью, в 61 году восстала против Рима. Месть её была ужасной.
Горе вам, римляне! Чаша терпенья
Бриттов уже переполнилась!
Грозно восстало всё населенье,
Как после спячки, опомнилось.
Вашу жестокость терпеть нам доколе?
Здесь, вдалеке от Италии,
Знатных матрон мы посадим на колья,
Вырезав им гениталии.
Тел ваших раненых пламя коснётся,
И красоваться в ущелье им,
Гибель друидов для вас обернётся
Мщением, мщением, мщением!
Скоро наступит ночное безлунье,
Время для жертв окровавленных,
Много их будет в Камулодýне,
Вырезанных и раздавленных.
Пиршеством будет довольна Андрáста,
Кровью богиня насытится,
Царствуй, великая! Царствуй и здравствуй,
Чтоб над врагами возвыситься.
Сколько из римлян презренных спасётся?
Будет число это меньше ста.
К ним с Боудиккой, как ветер, несётся
Бешенство, бешенство, бешенство!
Вас, исхлеставших плетями царицу,
Словно рабыню покорную,
Кровью своей же заставят напиться,
Мерзкой, гнилой и позорною.
Будут вас сечь мечи наши острые,
Нас тут - великое множество,
А Паулин далеко, на острове,
Так что ничем не поможет вам.
Смерть вам, проклятые! Ярость витает,
Над Верулáмием гнев навис,
Знайте, что ненависть лишь порождает
Ненависть, ненависть, ненависть!
Последний бой Боудикки
"Пока он жив, царь осуществляет власть, которую - как и саму жизнь - принял от женщины. Однако после его смерти становится явным всё превосходство власти царицы: теперь она принимает бразды правления, выпавшие из рук её мужа. В силу власти, изначально присущей её полу, во всём величии достоинства, подобающего матроне, в этот решающий момент она как царская мать вновь выступает на передний план в качестве самостоятельной правительницы", - пишет далее Бахофен.
"Исторические факты, известные нам о царском доме Птолемеев, свидетельствуют о том, сколь долго сохранялись здесь взгляды на отношение женщины к египетскому трону, укоренённые в религии Исиды. Сведения на сей счёт, сохранённые для нас Порфирием и приведённые в выдержках у Евсевия (FHG, III, 719 и след.), носят тот же самый характер, который, как мы видели, был свойствен женскому праву более раннего времени. Птолемей Сотэр был возведён на трон, а затем и свергнут с него собственной матерью. Сообща с матерью властвует и его младший сын Александр (там же, fr. 3 р. 721). - Клеопатра, дочь Птолемея VIII, выходит замуж за младшего брата своего отца, а после отцовской кончины на протяжении шести месяцев самостоятельно правит страной, после чего сочетается браком со своим пасынком, которой против её воли захватывает власть (там же, fr. 4, р. 722). Вскоре после того перед нами предстают Клеопатра-Трифена и её сестра Береника, которые в отсутствие своего отца Птолемея XI узурпируют трон (там же, fr. 6, р. 723). И, наконец, на сцене появляются потомки Диониса Авлета. Из четырёх его детей первым наследует царство его старший сын Птолемей вместе со своей старшей сестрой, знаменитой Клеопатрой. После смерти старшего Птолемея по воле Цезаря супругом Клеопатры становится её младший брат Птолемей, который вместе с нею восходит на трон. После убийства своего брата-супруга она правит самостоятельно (там же, fr. 7-9, р. 724). О том, какое положение занимала по отношению к Антонию всё та же Клеопатра, сообщает Дион. Она показывалась перед народом в одеянии Исиды. Антоний следовал за её паланкином пешком. На щитах римских воинов было начертано имя Клеопатры. В качестве госпожи она доминировала над своим супругом-Осирисом. По-видимому, Антоний, следуя древневосточным представлениям, выводил свои права лишь из своей связи с царицей. Цель Клеопатры заключалась в том, чтобы, подобно новой Исиде, с высоты римского Капитолия властвовать над миром и, вместе с тем, над своим супругом. В лице этой последней правительницы древнеегипетское право предстаёт в своей самой последовательной реализации. Исконное женское право являет себя здесь во всей полноте своего значения и во всей своей откровенности. Во всём господствует одна и та же идея. Мать, в которой заключён источник всякой власти, в случае необходимости должна сохранять и поддерживать её собственными усилиями. Перед мужчиной - своим сыном - она с готовностью отступает на задний план. Более того, все её помыслы и заботы обращены лишь к нему, его благополучное правление составляет её цель. Однако отсюда же вытекает и её обязанность везде, где только возникает такая необходимость, вмешиваться в ход событий: мстя, предостерегая, преумножая. Лишь тогда царица предстаёт подлинной Исидой, которая в отсутствие супруга правит царством, а после его смерти карает убийц и, наконец, передаёт Гору соблюдённую в неприкосновенности власть".
Под этим углом зрения интересно взглянуть на Агриппину, мать римского императора Нерона. Нерону было 16 лет, когда его мать поднесла ему практически неограниченную власть над миром. В первое время правления Нерона реальным правителем государства была Агриппина.
Агриппина с сыном. Нерон прямо как Гор принимает царский венец от Исиды
В Риме того времени культ Исиды был очень популярен, поэтому египетские мотивы могли проникнуть в великосветскую жизнь. Тем более, что от смерти Клеопатры до рождения Агриппины прошло всего 45 лет, - по историческим меркам, они жили в одну эпоху.