Большая игра (1934) Жак Фейдер.

Oct 12, 2019 22:40

Уважаемый автор тематической рулетки altereos под названием Тотальный рандом (к большому сожлению последней) уверяет, что фильм выпадет совершенно случайно. Но я не верю )))
Не мог просто так выпасть фильм 30-х годов, содержащий в названии слово "большая", кому, как не мне, его смотреть.
Французский кинематограф 30-х я знаю очень приблизительно, все ограничивается французскими фильмами моего любимого Шарля Буайе - Лилиом, Счастье (и то Фрица Ланга), Майерлинг (тоже не француза - Анатоля Литвака) и что-то еще. Пока профан, но начинаю постепенно постигать.
В ближайших планах Аталанта (1934) Жана Виго.
А Большая игра считается одним из первых образчиков французского  поэтического реализма, буквально точкой отсчета этого направления.О Жаке Фейдере я тоже ничего не знаю, нашла книгу 1965 года, читаю, он начинал в 10х, снимал еще немое кино. Помощником на съемках в Большой игре работал Марсель Карне. Сценарий к фильму Фейдер написал в соавторстве с Шарлем Спааком.

В роли мадам Бланш, трагической судьбоносицы, снялась жена режиссера - Франсуаза Розе.
Жорж Питоев, приехавший во Францию еще в 1914м году, сыграл друга главного героя Пьера Мартеля Иванова.
Его наваждение  - Флоранс, девушку с низкой социальной ответственостью, и вторую роль эрзац-Флоранс, певичку кабаре Ирму, сыграла Мари Бель, она великолепна в двух ролях, это две совершенно разные женщины.

Пьер Ришар-Вильм  (вообще, он был Пьером Ришаром, но добавил для сцены фамилию матери) - Пьер Мартель, молодой человек, "золотая молодежь" 30-х, автомобиль, скорость, девушка, на которую уходят все деньги, красивый дом, какие-то махинации с бумагами.




Семья в ужасе, отправили на юг, во французское Марокко, чтобы глаза не мозолил и не позорил честь семьи.
А он возьми и вступи с горя в Иностранный легион: горе не от того, что семья недовольна его образом жизни, а потому что Флоранс отказалась ехать с ним.


Иностранный легион это совершенно неромантичное место: муштра, бессмысленные переходы, кто-то постоянно падает с ног, выбывает из игры. А когда легион вступает в город, там начинаются попойки, драки, разнузданность, охота за проститутками, нет прошлого, нет и нормального настоящего.


Хозяин гостиницы, где останавливаются Пьер и его друг, не самый приятный тип, устраивает в номерах дом свиданий, пристает к служанкам, его жена Бланш привычно терпит это, ей уже давно все равно.
Она гадает на картах, говорят, что очень верно.


Пьер без прошлого и настоящего готов на большую игру - узнать свое будущее. Будущее по предсказанию кажется весьма недурным, но придется кого-то убить. Впрочем, жертва уже и заявила о себе: Бланш нагадала мужу, что он погибнет от рук голубоглазого человека.


Большая игра начинается: Пьер встречает Ирму, певичку, которая похожа на Флоранс как две капли воды, но брюнетка с низким голосом, и мало что помнит из своей жизни, какая-то странная форма амнезии.




Пьеру кажется, что это Флоранс так тонко издевается над ним, но нет, Ирма проста, незатейлива,
очень любит Пьера и готова следовать за ним хоть на край света, тем более срок службы подходит к концу.
А пока она служит в гостинице, где живет Пьер.
Разумеется хозяин не смог пройти мимо Ирмы. И Пьер в ярости,  в схватке убивает его, случайно, но перила не выдерживают, и хозяин срывается. Мадам Бланш, которая прониклась сочувствием и к Пьеру, и к Ирме, обставляет все как несчастный случай.

И вот Пьеру подваливает наследство, Ирма готовит новые наряды для первого класса на пароходе. Она счастлива.
Пьер же чувствует, что просто так все не будет. Слишком легкая игра.


И да, тут опять вмешивается злой рок: Пьер встречает Флоранс, теперь любовницу какого-то богатого шейха, он никуда не едет, отправляя Ирму с деньгами в серебристую даль. Он опять у ног Флоранс, и все так же ей не нужен.




Круг замыкается, Пьер возвращается на службу,


мадам Бланш гадает: девятка пик рядом с девяткой бубей - смерть.




Под звуки бодрого военного марша Пьер покидает гостиницу, Бланш, и очередное свое прошлое.



В общем, я, наверное, буду солидарна с советским киноведом Божовичем, автором книги про Фейдера.
Герой особой симпатии не вызывает, так и пусть идет патриотично подставит лоб под пулю алжирца.

Пьер чувствует низость, фальшь, убожество окружающего, но в себе самом он несет пороки, свойственные его среде, ― эгоизм и себялюбие. Он отказывается принимать установленные «правила игры», но других «правил» он предложить не в состоянии. Отсюда хроническая болезнь тоски и отвращения. Мечта о счастье - лишь пустой мираж. Любовь оборачивается оскорбительной насмешкой. Военная слава? Она оказывается жалкой мишурой. Подвиг с риском для жизни? Но совершенный не во имя высокого идеала, а от пустоты душевной, он только усугубляет эту пустоту. Куда бы ни бежал герой, он повсюду, как проклятие, несет с собой свою душевную опустошенность, свою тоску.
...
Подлинный герой фильма ― это сплин, беспредметная тоска; она, кажется, пропитывает самый воздух, которым дышат легионеры.

В. Божович. Творчество Жака Фейдера.

кино вино и домино

Previous post Next post
Up